О.Д Владимирская

Директор НОУ

СОШ «Экспресс», к.п.н.

1. Деятельность любой организации можно представить как совокупность процессов, направленных на достижение поставленных целей. При этом под процессом понимают набор целенаправленных действий, т.е. систему действий, объединенных общим замыслом и единой целью.

2. Понятие «процесс» включает три основных компонента: управляющая деятельность человека (органа управления); активные средства, находящиеся в распоряжении органа управления; и другие средства или системы, взаимодействующие с активными средствами в ходе реализации процесса.

3. Цель процесса задается в форме требуемого (желаемого) результата, состоящего из трех основных частей: требуемого полезного эффекта, требуемых затрат ресурсов, требуемых затрат времени. Результат процесса (фактический или ожидаемый) также описывается с помощью трех показателей: реальный полезный эффект (результативность), реальные затраты ресурсов (ресурсоемкость), реальные затраты времени (оперативность).

4. Эффективность — это наиболее общее свойство любых целенаправленных процессов, которые объективно выражается степенью достижения его цели с учетом затрат ресурсов и времени на ее проведение. Иными словами, эффективность процесса — это степень соответствия реального и требуемого результатов процесса, т.е. степень достижения цели операции.

5. На эффективность процесса влияют следующие группы факторов: качество активных средств, способы применения активных средств и условия применения активных средств операции. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые, определенные и неопределенные.

6. Активные средства — это ресурсы, используемые для проведения операции. К ним относятся люди, а также материальные, энергетические, технологические, информационные и финансовые ресурсы. Существуют два подхода к определению качества активных средств процесса. Согласно первому подходу качество активных средств оценивается как потенциальная эффективность операции, в которой они используются. Второй подход определяет качество как набор внутренних полезных свойств системы, характеризующих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с целевым назначением.

7. Для оценивания альтернатив в процессе принятия решений используются показатели эффективности. Показатель эффективности есть мера степени достижения цели операции. Различают количественные и качественные показатели эффективности. Кроме того, в реальных задачах принятия решений показатели эффективности могут иметь разнообразные формы, а именно: вероятность достижения цели, вероятность получения требуемого результата, средний результат, вероятностно-гарантированный результат, гарантированный результат.

8. Для выбора альтернатив в процессе принятия решений используются критерии эффективности. Критерий эффективности есть решающее правило, которое позволяет осуществить целенаправленный выбор из множества альтернатив. Существуют два основных вида критериев эффективности, которые носят названия «критерий оптимальности» и «критерий пригодности». Критерии оптимальности используются для принятия оптимальных решений, которые обеспечивают максимальную эффективность операции. Критерии пригодности используются для принятия удовлетворительных решений, которые обеспечивают требуемую эффективность процесса.

9. Для получения оценок показателей эффективности используются определенные шкалы, которые задают совокупность возможных значений показателей и их допустимых преобразований. Существуют три основных типа шкал — номинальная, порядковая и метрическая. В свою очередь, к метрическим шкалам относятся шкала интервалов, шкала отношений и абсолютная шкала. Показатели, значения которых измеряются в номинальной или порядковой шкалах, называются качественными. Количественными называют такие показатели, значения которых измеряются в любой метрической шкале.