Дмитриева Вера Владимировна,

учитель физики ГОУ лицей № 384 Кировского района Санкт – Петербурга

 

Развитие творческого потенциала личности учащихся является одним из направлений работы современного образовательного учреждения. В образовательном учреждении проводится систематическая работа по организации исследовательской деятельности школьников. Цель этой работы: организация научно – исследовательской деятельности учащихся, развитие их творческих, интеллектуальных способностей и организация сотрудничества учителей и родителей в интеллектуальном развитии детей. Результатом большой активной, творческой работы учителей и учащихся  является ежегодное участие лучших исследователей в Фестивале исследовательских работ учащихся Кировского района Санкт – Петербурга. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “заряд” интереса к науке, которого часто не хватает школе.
Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм учебного процесса. Научные фестивали и конференции - всё это позволяет ученику начать полноценную исследовательскую работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимается значительная часть учащихся школы. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований.Ученик, занимающийся исследовательской работой, отвечает только за себя. Только от него самого зависят тема исследования, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа. Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.Со стороны учителя необходимы внимание и поддержка, без которых ученик не захочет (да и просто не сможет) заниматься “скучной наукой”, какой кажется почти любая область на начальных стадиях её освоения.

Ученики, занимающиеся научной работой, требуют главным образом моральной поддержки, и отказывать им в этом просто недопустимо.

Олимпиады и конференции собирают безусловно талантливых, одаренных детей. Но, с психологической точки зрения, это разные типы одаренности. Кроме того, если учащийся включен в исследовательскую деятельность, то он, как правило, работает со специалистом, работает в научной среде, зачастую в сообществе настоящих ученых – на базе научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и т.д. Таким образом, он получает самое настоящее образование – “образ” будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения. Сравнительный анализ олимпиад и конференций показывает, что принципиально отличается характер предшествующей до олимпиады или конференции учебной деятельности школьника в каждом случае (Таблица 1).

Таблица 1.

 

Олимпиада

Исследовательская работа

Дети  – участники

Интеллектуальная  одаренность,

дети проявляют себя знающими, интеллектуально развитыми, способными к углубленному обучению личностями

“пожиратели знаний”, “энциклопедисты”

Творческая одаренность, “созидатели нового”, “творцы”, “открыватели” знаний, “исследователи”

 

Роль учащегося

Обучаемый, “решатель задач”

Исследователь научной проблемы, докладчик

Роль педагога

 “Тренер” в решении задач

Научный руководитель

Уровень развития интереса

Познавательный - потребность в увеличении знаний

Творческий - потребность сделать свое исследование, творческую работу

Уровень усвоения опыта

Эвристический 

Креативный

Уровень коммуникацийпедагога и учащегося в образовательном процессе

Продуктивный  - делай сам

Креативный - выражение собственного “я”, сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя

Конечный результат, продукт деятельности учащегося

Субъективная новизна -

выполненное задание с заранее известным результатом (ответом) для жюри

Объективная новизна -

научная работа, результаты которой докладываются на конференции,

общественно-значимая, практическая ценность

Успешность  выступления

Необходимо глубоко изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач

Необходимо заниматься исследовательской работой, провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции

В современных условиях важным фактором формирования образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования, является включение исследовательской деятельности учащихся в практику обучения. Основной целью должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов, должна начинаться непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя. Большим подспорьем в написании творческих проектов является библиотека, другие способы получения информации (Интернет). Нередко в ходе написания исследовательских работ возникает ситуация, когда предлагаемая тема работы находится на стыке нескольких дисциплин и требует консультативной помощи представителя высшей школы. Такое сотрудничество повышает уровень исследовательских работ, приближает деятельность учащихся к подлинно научным разработкам. Для юного исследователя важно иметь хорошего наставника. Почти все, что может интересовать школьника, можно взять из книг, но ничто не заменит постоянного общения с увлеченным человеком, который учит мыслить и постоянно анализировать ход, направленность развития деятельности.                                                                            

И в заключение хочу предложить новую форму проведения третьего этапа Фестиваля исследовательских работ учащихся – Стендовый доклад.Стендовый доклад является формой оперативного, экономичного во време­ни и пространстве представления итогов выполненной исследовательской рабо­ты. Он может быть выполнен и представлен на конференции учащихся, на обще­школьном или районном смотре исследовательских работ.В отличие от устного доклада, этот вид научного сообщения является более демократичным: аудитория обычно ограничивается несколькими слушателями - зрителями, которые задают интересующие их вопросы. Задача док­ладчика - удовлетворить этот интерес. Разговор ведется в диалоговом режиме (вопрос - ответ) и в большей степени напоминает дискуссию. В ходе работы постерной сессии (на которой и представляется стендовый док­лад - постер) аудитория постоянно меняется. Поэтому автор должен быть готов к любым вопросам, ведь каждого зрителя могут заинтересовать различные аспекты доклада. Успешность выступления со стендовым докладом кроется не только в сво­бодном владении материалом исследования, но и в умении вести научную дис­куссию, владении разговорной речью, наличии навыков коммуникативной куль­туры.