В новых социально-экономических и нормативно-правовых условиях становления российской государственности существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой подготовки всех членов общества, в том числе и менеджеров организации, что, в свою очередь, порождает новые учебно-воспитательные проблемы. Современное общество выдвигает принципиально новую совокупность ценностей, в основе которой лежит общая компетентность, а в качестве одной из ее составляющих - правовая компетентность специалиста.

Происходящие в современном обществе процессы объективно требуют от руководителя образовательного учреждения новых подходов к совершенствованию профессиональной деятельности.

Анализ пройденного пути по реформированию системы образования убеждает, что главным дефицитом в этот период является отсутствие профессионально образованных руководителей всех уровней, компетентность которых отвечала бы требованиям самой реформы.

Руководитель образовательного учреждения стал сегодня одним из ведущих факторов, определяющих смысл, содержание и развитие образовательного учреждения. Особую тревогу вызывает правовая некомпетентность многих руководителей образовательных учреждений. Рано или поздно руководители переживают правовой кризис, вызванный несоответствием между новой правовой базой в сфере образования, предполагающей развитие правовой компетентности, и реальными возможностями руководителя образовательного учреждения.

Правовая компетентность менеджера подразумевает знание и выполнение им социальных норм и правил поведения, которые санкционируются или устанавливаются государством в соответствии с его правами, обязанностями и полномочиями[1].

Труд менеджеров в современных условиях, как никогда, связан с необходимостью решения постоянно возникающих разнообразных ситуаций. Однако при традиционном, знаниевом, обучении будущие менеджеры усваивают только готовые знания и образцы деятельности. Моделирование и внедрение трудной ситуации в профессиональную подготовку будущих менеджеров, принятие и ее анализ, поиск способа ее разрешения, оценка результатов, - все это переводит подготовку менеджера на качественно новый уровень.

Таким образом, становится очевидно, что профессиональная подготовка менеджеров в вузе должна быть дополнена педагогической целью – формирование правовой компетентности.

Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить, что ведущими экономическими рычагами реформирования системы образования являются:

Ø                  осуществление принципа «управление по результатам»;

Ø                  жесткое разделение бюджетов на федеральный, региональный и муниципальный и, как следствие, введение нормативно-подушевого механизма бюджетного финансирования;

Ø                  дифференциация нормативов бюджетного финансирования в зависимости от типа, вида образовательного учреждения; возможен учёт роста контингента учащихся, доли внебюджетного финансирования, рейтинга в системе образования, реализуемых целевых программ и т.п.);

Ø                  контроль эффективности расходования бюджетных средств на основе четкого перечня индикаторов результативности;

Ø                  конкурсный отбор и внешняя экспертиза образовательных программ предметов компонента образовательного учреждения, занятий в системе дополнительного образования;

Ø                  использование образовательных кредитов, субвенций и субсидий;

Ø                  федеральные и ведомственные целевые программы;

Ø                  осуществление принципа «деньги следуют за учащимся»;

Ø                  постепенный переход статуса от «образовательного учреждения» к «образовательной организации»[2].

Основными ценностями деятельности руководителя образовательного учреждения, таким образом, становятся ценности деятельности менеджера в правовом пространстве системы образования. Ведущей характеристикой менеджера образовательного учреждения/организации является его правовая компетентность[3]. И, поскольку речь идет о реформировании системы образования прежде всего с точки зрения его экономических основ, наиболее важным для менеджера, как представляется,  следует считать:

Ø                  сочетание способности к анализу экономики с широким пониманием социальных и правовых отношений,

Ø                  соединение социально-экономических знаний с управленческими навыками,

Ø                  способность к комбинированию разных аналитических подходов,

Ø                  навыки институционального проектирования,

Ø                  умение работать в междисциплинарных командах.

На основе данных исследования Е.Б Майоровой, проводившимся в 2006-2007 году в г. Салехарде и имевшего целью выявление представлений у руководителей образовательных учреждений о правовой компетентности как индикаторе их менеджерской функции было построено проблемное поле деятельности[4].

Руководители образовательных учреждений  отмечали, что основная задача менеджеров образования - создание условий эффективной продажи педагогического труда, который реализуется в образовательную услугу. Основной вопрос –  «производство» качественной образовательной услуги и продажа её на образовательном рынке.

Вместе с тем, анализ практики управленческой работы в образовании показывает, что при принятии управленческих решений и разработке нормативно-правовых документов допускается множество нарушений законодательства.

Многие нарушения являются вынужденными, так как внешние условия не позволяют полностью соблюдать действующее законодательство.

Другой причиной нарушения законодательства в области образования является недостаточная правовая подготовка руководителей образовательных учреждений, скорее всего мы можем говорить об их правовой некомпетентности.

Одним из результатов упомянутого выше исследования, явилась оценка осознания   функций правовой компетентности руководителями, участвующими в эксперименте, в процессе работы над нормативно-правовой документацией перехода к финансово-хозяйственной самостоятельности. Было установлено следующее:

Ø     97% участников указали на наличие у правовой компетентности менеджера исследовательской функции  (владение методами анализа нормативно-правовой базы; осуществление прогнозных оценок развития образования; владение концептуальной оценкой правового пространства системы образования в целом, и учреждения/организации, в частности);

Ø     85% -  управленческой функции (владение основами стратегического управления; умение позитивной интерпретации правового законодательства и умение использовать правовую базу в целях развития образования; адекватное с точки зрения права принятие ответственности в разных ситуациях);

Ø     87% - информативной функции  (владение нормативно-правовой базой; умение оперировать современными нормативно-правовыми актами);

Ø     92% - коммуникативной функции (осмысленное с правовой точки зрения взаимодействие с субъектами образовательно-правового пространства; своевременное освещение правовой базы и ее изменений в различных ситуациях общения);

Ø     100% - образовательной функции (способность непрерывно развивать представления о правовом пространстве современной образовательной системы и собственной роли в нем).

Давая характеристику деятельности менеджера образования, руководители отмечали принципиальной иной функционал менеджера образования в сопоставлении с деятельностью руководителя образовательного учреждения:

Ø                 необходимость ориентации в обновленном правовом пространстве;

Ø                 необходимость выстраивания индивидуализированной, конкурентоспособной образовательной политики;

Ø                 повышение ответственности за результаты деятельности;

Ø                 экономическая грамотность и инициативность как основа деятельности;

Ø                 необходимость обеспечения четкого распределения профессиональных функций внутри организации;

Ø                 координирование, побуждение к деятельности и мотивация труда педагогов;

Ø                 возрастание значимости принятия серьезных самостоятельных решений стратегического и тактического характера;

Ø                 поддержание позитивного имиджа образовательного учреждения в соответствии с ростом требований к школе со стороны социума;

Вместе с тем, текущий уровень правовой компетентности руководителей образовательных учреждений, участвовавших в эксперименте, может характеризоваться  следующими  показателями:

Ø                  дать характеристику законодательной базы системы образования смогли 43% руководителей;

Ø                  назвать ведущие правовые документы по переходу на финансово-хозяйственную самостоятельность - 57%;

Ø                  назвать и прокомментировать документы, требующие изменений, доработки, а также принятия – 34%.

Представленные результаты подтверждают предположение о том, что  становление правовой компетентности  менеджера образовательной организации является существенной проблемой в деятельности современного руководителя образовательного учреждения.

Одним из эффективных способов решения указанной проблемы представляется использование в процессе правовой подготовки менеджеров идей ситуационного подхода[5], предполагающего подбор и применение ситуационных задач, актуализирующих личностное отношение к проблеме.

Ситуационный подход содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления  в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, будущие менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

По нашему мнению, ситуационный подход в правовой подготовке менеджеров имеет ряд преимуществ:

Ø                 обладание высоким мотивационным потенциалом за счет связи с профессиональными интересами;

Ø                 удовлетворение познавательного интереса;

Ø                 имитация  элементов профессиональной деятельности;

Ø                 содержание реальной проблемы из практики;

Ø                 ситуации применяются в системе, которая включает три специфических блока:

1) искусственно созданные ситуации;

2) ситуации, имитирующие проблему, имеющую практическую значимость;

3) личностно-ориентированные ситуации, решение которых связано с профессиональной карьерой.

Ø                 обеспечение эффективного усвоения номативно-правового материала, поскольку решение проблемных и специальных  ситуаций надолго запоминается и последующее предъявление аналогичной ситуации в учебном процессе и реальной профессиональной ситуации позволяет вызвать из памяти нужные моменты.

Приобретение профессионального опыта решения трудных ситуаций в деятельности менеджера организации происходит в ходе ситуационно-ролевой игры, которая рассматривается в качестве ведущей формы проведения учебных занятий. Термин «ситуационно-ролевая игра» введен в научный оборот в середине семидесятых годов Н.Н.Богомоловой.

За двадцать лет данная разновидность игр изучалась в новосибирской, казанской, костромской педагогических школах (Л.А.Аухадеева, Н.Н.Богомолова, А.В.Волохов, З.И.Лаврентьева, А.И.Тимонин и др.).

Основными достоинствами использования ситуационно-ролевой игры как средства правовой подготовки менеджера является то, что она представляет собой коллективную, творческую по характеру деятельность, содержание которой помогает формировать профессиональную индивидуальность; дает возможность в ходе общения поставить себя на место другого человека, понимать его, содействовать ему; включает в себя значительное число ситуаций, по характеру соответствующих ситуациям профессиональной деятельности; позволяет реализовать событийный подход к организации учебного процесса; предполагает сотрудничество с преподавателями.

Ведущим методом здесь выступает метод решения конкретных производственных ситуаций. Принимая во внимание методологию классификации трудных ситуаций в жизнедеятельности человека[6], базирующуюся на степени увеличения угрозы недостижения цели, а также квалификационные функции и профессиональные задачи менеджера образования, может быть создана матрица трудных ситуаций в деятельности менеджера образования.

Моделирование ситуационно-ролевых игр, имеющих в основе трудные ситуации в деятельности менеджера, позволяет активизировать все компоненты правовой компетентности, актуализировать приобретенные знания в области трудового права, а также тренировать коммуникативные качества. Эмоциональный фон на таких занятиях способствует преодолению неуверенности, а также формированию профессионального опыта правового регулирования типичных трудных ситуаций. Становление правовой компетентности будущего менеджера происходит в ситуациях, максимально приближенных к производству, что, несомненно, преодолевает феномен «разрывности профессионального мышления» и качественно совершенствует современное состояние правовой подготовки специалиста управленческого профиля.



[1] Лежнев П. И, Мигаль Е. А. Правовая компетентность руководителя образовательного учреждения: Учеб.-практ. пособие / Под ред. А. П. Притыко. – Ростов н/Д: Рост. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 1996. – С. 11

 

[2]  Цит. по: Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития : [Сб. / В.В. Сериков и др.]. - М.: Сентябрь, 2004. – С. 143.

[3] Сапрыкина Н.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 1999. - 185 c.

[4] Майорова Е.Б. Правовая компетентность руководителя образовательного учреждения как индикатор эффективности управления в условиях финансово-экономической самостоятельности // Письма в «Эмиссия. Оффлайн», январь 2008 [ Электронный ресурс]URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1229.htm

[5] См. напр. Юрасюк Н.В. Формирование правовой компетентности будущего менеджера на основе ситуационного подхода.  Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 1999. - 196 c.

 

[6] Лаврентьева З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников / З.И. Лаврентьева // Педагогика и психология игры: межвузовский сборник научных трудов.- Новосибирск:  НГПИ, 1985.- С. 71-79.