Автор: Перова Вера Николаевна, старший воспитатель, ГДОУ д/с № 62,

Санкт-Петербург

От автора

           Предлагаемые методические рекомендации важны для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, также способствуют и обще-речевому развитию детей.  Ребенок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора.  

  Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к языку, а это важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, что духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка и литературы в школе. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.        Представленное содержание методических рекомендации – это моя попытка заинтересовать детей речевыми звуками в игре, светло, радостно, без принуждения.  

Мы, взрослые часто не понимаем детей, требуем от них безоговорочного исполнения, нам же надо заинтересовать их, а для этого ввести игры  и игровые ситуации, так как игра это основной вид деятельности детей. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. Ведь первые дни в школе являются трудными для всех без исключения, как бы потом восторженно они не описывали школьную жизнь.  

   Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить свои поражения. Воля и сознательность развиты у детей слабо. Даже, если ему твердить «Ты должен!» все равно очень скоро наступит торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться, мешать другим, проявляя природную импульсивность). Вот тут и нужен другой вид деятельности: игра. Ведь дети так чутки к слову, к образу, им все интересно. Стихотворная форма словарного материала (стихи, рифмованные упражнения) благотворно влияют на выработку темпа и ритма речи, исподволь развивается интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.

Пояснительная записка

« Я не потому предпочитаю звуковую методику,

  что дети по ней выучиваются скорее читать и

 писать, но потому, что, достигая успешно своей

 специальной цели, методика эта в тоже время дает

 самостоятельность ребенку, беспрестанно

 упражняет его внимание, память и рассудок

 дитяти, и когда перед ним потом раскрывается

 книга, оно уже значительно подготовлено

 к пониманию того, что читать, и, главное, в нем

не подавлен, а возбужден интерес к учению»

(К.Д.Ушинский)

ЗАДАЧИ КУРСА

·        Обучать сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами;

·        Развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;

·        Прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей;

·        Формировать устную речь ребенка, и обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

·        Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;

·        Обучать звуковому анализу слов;

·        Учить определять место звука в слове;

·        Использовать в работе различные фонетические игры.

ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

·        Формировать умение правильно называть предмет, его признаки, понимать значение слова;

·        Учить использовать в описаниях сложные прилагательные, яркие эпитеты, меткие сравнения, красочные определения;

·        Широко использовать словесные игры, сюрпризные моменты;

·        Совершенствовать речевой аппарат детей, включая в совместную деятельность артикуляционную гимнастику или разминку (потешки, скороговорки, стихи и чистоговорки);

·        Использовать загадки, ребусы, кроссворды, давая информацию познавательного характера.

ЗАДАЧИ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С БУКВОЙ, СЛОГОМ, СЛОВОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

·        При изучении букв соблюдать последовательность, составлять слова из слогов;

·        Учить правильному употреблению и пониманию терминов «звук», «слог» (часть слова), «слово»;

·        Знакомство с гласными, согласными твёрдыми и мягкими, твёрдым и мягким знаками;

·        Показать значение ударения;

·        Учить читать прямые и обратные слоги;

·        Учить делить двухсложные и трехсложные слова на слоги (части), находить и называть каждую часть слова;

·        Самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из одной двух частей, в слова двухсложные и трехсложные (лук-лучок-лучище);

·        Используя лексические и грамматические игры, обогащать лексику детей, знакомя их с омонимами, синонимами, антонимами, многозначностью слова;

·        Обратить внимание на то, что речь делится на предложения и слова;

·        Обратить внимание детей на большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных;

·        Обратить внимание на смысловую и интонационную законченность предложений (., !, ?в конце предложения);

·        Учить красиво и правильно строить предложение.

п/п

Количество

часов

Тема

совместной

деятельности

Содержание

1.

1

Речь.

*Речь устная и письменная

*Упражнение в употреблении в речи неполных ответов (существительные в именительном падеже единственного и множественного числа: петух, кубик, лиса; существительные в косвенных падежах единственного и множественного числа: дыня, лимон, яблоко)

*Составление предложений по картинкам

*Дидактическая игра «Цепочка слов»

2.

1

Речь, предложение.

*Предложение

*Упражнение в употреблении в речи  неполных ответов (существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, существительные в косвенных падежах единственного и множественного числа)

*Составление предложений по картинкам

*Дидактическая игра «Чей рассказ лучше?»

3.

1

Слог, слово.

*Слово, слог  - часть слова

*Упражнение в умении слышать и слушать произносимые слова

*Дидактические игры «Найди слово», «Пирамида», «Цветочный магазин»

4.

1

Понятие об ударении.

*Наблюдение с детьми, что при произношении слов один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно

*Выделение начального ударного гласного из ряда слов: аист, ива

*Выделение начальных безударных гласных: А, И, У – утюг, айва, индюк

*Дидактическая игра «Найди слово»

5.

1

Звуки в речи.

*Составление предложений о детских играх

*Представление о звуках, т.е. применение фонетических зарядок

*Упражнение в произнесении и слышании звуков, начинающихся с ответа на вопрос: Какие слышатся звуки, когда жужжат, свистят и т.д.

*дидактическая игра «Найди места звука в слове»

6.

1

Звуки в словах, гласные и согласные звуки.

*Слого-звуковой анализ слов

*Представление о гласном и согласном звуке

*Разбор схем

*Упражнение в слышании и выделении гласных звуков из слов (

7.

1

Гласный звук [А], буква А

*Знакомство с гласным звуком [А], буквой А, определение места звука с словах

*Упражнение в употреблении в речи неполных ответов (существительные в  именительном падеже единственного и множественного числа)

*Дидактическая игра «Подбери слово к схеме», «Поезд»

8.

1

Гласный звук [О], буква О

*Знакомство с гласным звуком [О], буквой О, определение места звука с словах

*Анализ буквы

*Выделение начального безударного гласного

*Преобразование предложений (глаголы единственного и множественного числа, например: «Оля читает – Дети читают»

9.

1

Гласный звук [Ы], буква Ы

*Знакомство с гласным звуком [Ы], буквой Ы, определение места звука с словах

*Закрепление знаний детей о слове, развитие умения слушать и слышать произносимые слова

10.

1

Гласный звук [У], буква У

*Знакомство с гласным звуком [У], буквой У, определение места звука с словах

*Договаривание предложений по картинкам (существительные единственного  числа в  именительном и косвенных падежах, например: «Мама покупает сливочное …(масло). Дети едят кашу …(масло)).

11.

1

Гласный звук [И], буква И

*Знакомство с гласным звуком [И], буквой И, определение места звука с словах

*Составление предложений по картинкам

*Дидактическая игра «Доскажи словечко», «Слоговой аукцион» (антонимы)

12.

1

Согласные звуки [Н], [Н'], буква Н

*Знакомство с согласными звуками [Н], [Н'], буквой Н, определение места звука в слове

*Мягкие и твердые согласные

*Составление слогов

*Дидактическая игра «Доскажи словечко», «Слоговой лото»

*Отгадывание загадок

13.

1

Согласные звуки [С], [С'], букваС

*Знакомство с согласными звуками [С], [С'], буквой С, определение места звука в слове

*Составление слогов и слов

*Использование чистоговорок в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата

* Дидактические игры «Доскажите», «Слово рассыпалось», «Найди место звука в слове», «Чей, чья, чьё?»,

14.

1

Согласные звуки [К], [К'], букваК

*Знакомство с согласными звуками [К], [К'], буквой К определение места звука в слове

*Договаривание предложений по картинкам (существительные множественного  числа  родительном падеже)

*Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов (например, «Что делает Витя? – Витя поливает цветы.)

* Дидактические игры «Доскажите», «Звук заблудился»

*Составление слов с изученными буквами

15.

1

Согласные звуки [Т], [Т'], буква Т

*Знакомство с согласными звуками [Т], [Т'], буквой Т, определение места звука в слове

*Договаривание предложений по картинкам (существительные множественного  числа  родительном падеже со словом много, например: Сима покупает много…(шар))

*Составление рассказа по сюжетной картинке (с помощью вопросов преподавателя)

*Выделение ударных гласных после согласных

*Дидактические игры «Найдите пару», «Наоборот», «Найди слово в слове»

16.

1

Согласные звуки [Л], [Л'], буква Л

*Знакомство с согласными звуками [Л], [Л'], буквой Л, определение места звука в слове

*Определение и употребление родственных слов (лист-листочек-, лиственный, листопад, листок, лиственница)

*Звуковой анализ слова

*Определение места звука в слове

* Дидактические игры «Подарки лесным зверюшкам», «Назови нужный цвет»

*Отгадывание загадок

17.

1

Согласные звуки [Р], [Р'], буква Р

*Знакомство с согласными звуками [Р], [Р'], буквой Р, определение места звука в слове

*Образование и употребление существительных в именительном падеже множественного числа (котенок - котята)

*Упражнение с деформированной фразой (диван котенок сидеть под)

*Звуковой анализ слова

* Дидактическая игра «Назови последний звук в слове»

18.

1

Гласный звук [Э], буква Е

*Знакомство с гласным звуком [Э], буквой Е, определение места звука с словах

*Показатель мягкости предшествующего согласного в слоге – слиянии (лес)

*Распространение предложений о зиме на материале картин

*Деление слов на слоги

*Звуко-слоговой анализ слов

*Дидактические игры «Перевертыш», «Дополните слово»

*Решение кроссвордов и ребусов

19.

1

Гласный звук [ЙЭ], буква Е

*Закрепление гласной буквы Е

* Упражнение с деформированной фразой

*Образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пень -пенек, снег – снежок)

*Дидактические игры «Доскажи», «Наоборот», «Слово рассыпалось»

20.

1

Согласные звуки [П], [П'], буква П

*Знакомство с согласными звуками [П], [П'], буквой П, определение места звука в слове

*Употребление предлогов (с, по, на, под)

*Договаривание предложений (Ваза стояла на…)

* Упражнение с деформированной фразой (поезд мост ехать по)

*Дидактические игры «Найдите слово в слове», «Дополните слово», «Слово рассыпалось»

21.

1

Согласные звуки [М], [М'], буква М

*Знакомство с согласными звуками [М], [М'], буквой М, определение места звука в слове

*Употребление притяжательных прилагательныз с суффиксами –ин (У мамы книги – это мамины книги)

*Дидактические игры «Чей, чья, чье?»,  «Слоговое лото»

*Обогащение лексики антонимами

22.

1

Согласные звуки [З], [З'], буква З

*Знакомство с согласными звуками [З], [З'], буквой З, определение места звука в слове

*Чтение коротких рассказов

* Образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (день, куст, лист, тополь)

*Согласование прилагательных с существительными (кленовый лист, ветка)

*Звуко-слоговой анализ слов

*Выделение ударного гласного

*Решение кроссвордов

23.

1

Согласные звуки [Б], [Б'], буква Б

*Знакомство с согласными звуками [Б], [Б'], буквой Б, определение места звука в слове

* Употребление предлогов (из-под, за, из-за)

*Договаривание предложений (собака выбежала из…)

*Звукослоговой анализ слов, составление схем этих слов

* Дидактическая игра «Волшебный замок»

24.

1

Согласные звуки [Д], [Д'], буква Д

*Знакомство с согласными звуками [Д], [Д'], буквой Д, определение места звука в слове

*Договаривание предложений по картинкам (существительное в родительном падеже множественного числа со словом много)

*Составление короткого рассказа по сюжетной картине

*Выделение ударного гласного после согласного

*Дидактические игры «Найди пару», «Закончите предложение», «Слово рассыпалось»

25.

1

Закрепление изученного

*Чтение предложений

*Составление схем предложений

*Дидактические игры «Найдите слово в слове», «Веселые буквы», «Превращение слов – волшебная цепочка», «Дополните слово», «Перевертыши», «Синонимы и антонимы»

26.

1

Гласный звук [ЙА], буква Я

*Знакомство с буквой Я

*Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям (играет в хоккей – хоккеист)

* Звукослоговой анализ слов, составление схем, чтение и печатание слов

*Звонкие и глухие согласные

* Дидактические игры «Составьте фразу»,  «Дополните слово», «Грамматическая арифметика»

27.

1

Согласные звуки [Г], [Г'], буква Г

*Знакомство с согласными звуками [Г], [Г'], буквой Г, определение места звука в слове

*Употребление в речи простых и сложных предлогов (под, над. Из-под, за, из-за)

* Звукослоговой анализ слов, выделение в словах ударного гласного, ударного слога

Печатание слов и предложений с ними

*Звонкие и глухие согласные в конце слов (гамак, снег сапог, индюк)

* Дидактические игры «Найди пару», «Лесенка»,  «Дополните слово»

*Решение кроссвордов

28.

1

Согласный звук [Ч], буква Ч – буква с секретом

*Знакомство с согласным звуком [Ч'], буквой Ч, определение места звука в слове, схема слова луч

*Словообразование существительных, обозначающих лиц мужского и женского рода по их профессиям (трактор - тракторист – трактористка)

*особенности спряжения глагола «хотеть» (я хочу – ты хочешь – он (она)хочет – мы хотим – вы хотите – они хотят)

*Правописание «ча», «чу», печатание слов (встреча, мычат, чашка, чулки)

*Составление предложений и схем

*Чистоговорки и скороговорки

*Решение кроссвордов

29.

1

Буква Ь для обозначения мягкости согласных

*Повторение изученных букв, используемых для обозначения мягкости предшествующих согласных (и, е, я)

* Звукослоговой анализ слов

*Составление слова гуси – гусь. Анализ слов.

* Дидактические игры «Занимательные модели», «Узнай сказку»,  «Доскажите слово»

*Решение кроссвордов и ребусов

30.

1

Ь – знак мягкости

*Анализ слов, преобразование слова, влияющее на смысловое значение

*Обучение составлению вопросов по содержанию прочитанного рассказа или рассмотренной картины

* Дидактические игры «Найди слово в слове», «Из одного слова»,  «Да - нет»

31.

1

Ь – в середине слова

*Составление слова коньки, обосновывание употребления буквы «Ь»

*Преобразование слов так, чтобы «Ь» оказался в середине (день, пень)

*Дидактические игры «Чем отличаются слова», «Часы»,  «Доскажите слово»

32.

1

Согласный звук [Ш], буква Ш

*Знакомство с согласным звуком [Ш], [буквой Ш, определение места звука в слове

*Выделение изученного звука в словах карандаш и карандаши. Вывод: «Согласный звук [Ш] всегда глухой и твердый»

*Печатание слогов

*Словообразование и употребление относительных прилагательных (глина – глиняный, стекло, дерево и т.д.)

*Составление схем по индивидуальным картинкам

* Решение кроссвордов

33.

1

Закрепление согласного звука [Ш], буквы Ш

*Правописание «ШИ», указать, как надо произносить звук, закрепить, что звук [Ш] остается всегда твердым и вместо [И] произносится [Ы]

*Чтение и печатание предложений

*Ударение

*Дидактические игры «Какой звук есть во всех словах», «Добавь недостающие слоговые карточки (слова: машина, камыши)

34.

1

Согласный звук [Ж], буква Ж

*Знакомство с согласным звуком [Ж],  буквой Ж, определение места звука в слове

*Выделение изученного звука в слове лыжи и вывод: «Согласный звук [Ж] всегда глухой и твердый»

*Печатание слогов

*Составление слов из одного (лужок – снежок – дружок)

*Деление предложений на слова

*Повторение правила о написании сочетания ШИ. По аналогии о написании и чтении сочетания ЖИ (жил, шил)

*Дидактическая игра «Назови ласково»

*Решение кроссвордов

*Упражнение голосового аппарата и темпа речи с использованием чистоговорок и скороговорок.

35.

1

Гласный звук [ЙО], буква Ё

*Повторение гласных звуков, обозначающих мягкость согласного в слиянии (и, е,я)

*Знакомство с гласным звуком [ЙО], буквой Ё

*Схема слова «ёлка»

*Преобразование слов «мои - твои» в слова «моё – твоё»

*Печатание слов и предложений

*Дидактические игры «Слово к схеме», «Занимательные модели», «Кто больше».

36.

1

Обозначение гласныго звука [О] и  буквы Ё после мягких согласных и слиянии

*Продолжение знакомства с гласным звуком [О], буквой Ё

*Анализ слова гусь – гусёнок

*Звукослоговой анализ слов, схемы слов (спит, снег, сугроб)

*Решение кроссвордов

37.

1

Буква Ё после согласных

*Слоги «сё, тё, лё» в обозначениях названия детенышей животных (лосёнок, теленок, котенок)

*Повторение правил о написании заглавной буквы в начале предложения, в именах людей, кличках животных

* Печатание слов и предложений

*Дидактические игры «Пирамида», «Цветочный магазин»

* Решение кроссвордов

38.

1

Звук [Й], буква Й

*Знакомство с согласным звуком [Й], буквой Й

*Беседа о правилах дорожного движения, рассматривание сюжетных картинок

*Печатание слова «трамвай», схема слова, выделений звука [Й]

*Повторение слов, в которых встречается звук [Й]: елка, яблоко, ель

*Звук [Й] в словах вне слияния на конце слогов и слов: играй, шайба, линейка

*Дидактические игры «Найди звук», «построим пирамиду»

39.

1

Закрепление изученного звука [Й], буква Й

*Печатание слов: сарай, сильный, определение места звука в слове

*Составление и печатание слов: мой, моя, мое, твой… Вывод: буква Й обозначает согласный звук [Й] и не входит в слияние, звук [Й] слога не образует

*Употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

*Дидактическая игра «Чем отличаются слова»

*Решение кроссворда

40.

1

Согласные звуки [Х], [Х'], буква Х

*Знакомство с согласными звуками [Х], [Х'], буквой Х, определение места звука в слове

*Чтение коротких рассказов, печатание слов и предложений

*Распространение предложений дополнениями

*Спряжение глаголов прошедшего времени, употребление в речи глаголов прошедшего времени

*Звукослоговой анализ и составление схемы слов

*Деление слов на слоги, выделение ударной гласной и ударного слога

*Дидактические игры «Буква потерялась», «Дополните слово», «Антонимы»

*Решение кроссворда

41.

1

Закрепление ранее изученного

*Рассматривание сюжетных картин и составление рассказов, составление вопросов

*Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям: строит дом – строитель

*Работа с деформированной фразой

*Печатание слов под диктовку

*отгадывание загадок

*Дидактические игры «Какой звук есть во всех словах», «Занимательные модели»

42.

1

Гласный звук [ЙУ], буква Ю

*Повторение гласных обозначающих твердость согласных; гласных, обозначающих мягкость согласных (е, я, ё)

*Знакомство с новым гласным звуком  [ЙУ], буква Ю

*Печатание слов: юла (слияние двух звуков [ЙУ],  схема слова

*Большая буква и точка в предложении

*Чтение предложений

*Дидактические игры «Доскажите словечко», «Слово рассыпалось»

43.

1

Буква Ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

*Закрепление изученной буквы

*Печатание слова «шлюпка», схема слова. Звук [У] для обозначения мягкости предшествующего согласного

*Печатание имен со слогами: ню, рю, лю, тю, дю

*Составление схем по индивидуальным картинкам

*Дидактические игры «Закончите предложения», «Слова длинные и короткие»

44.

1

Согласный звук [Ц], буква Ц

*Знакомство с согласным звуком [Ц], буквой Ц, определение места звука в слове

*Печатание слова «кузнец», схема слова, выделение изученного звука, произнесение, вывод: звук [Ц] – глухой и всегда твердый

*Употребление в речи отглагольных прилагательных и причастий (бежать, бегущий, бегающий, летать, лететь, летающий)

*Образование родственных слов (мышь - …, медведь - …)

*Дидактическая игра «Волшебный замо»

*Решение кроссворда

45.

1

Гласный звук [Э], буква Э

*Знакомство с  гласным звуком  [Э], буква Э

*Беседа о лете, схема слова «эхо»

*Повторение буквы, в которой встречались звук [Э], буква Е

*Печатание слов: это, этот, эта, поэтому, этажи, эхо

*Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий, -ья, ью (лисий, лисья, лисье, беличий, беличье, беличья)

*Печатание предложений, схемы предложений

*Дидактические игры «Доскажи», «Назови звук и букву»

*Решение ребусов и кроссвордов

46.

1

Согласные звуки [Ш],  буква Щ

*Знакомство с согласными звуками буквой Щ

*Печатание слов, звукослоговой анализ слов «лещ», «щука», вывод: звук [Ш'] – согласный, глухой, мягкий

*Загадки про овощи, беседа о съедобных частях растений

*Образование притяжательных прилагательных: медведь - -жий, -жья, -жье, олень - -ний, -нья, -нье, заяц – заячий, заячья, заячье

*Чтение коротких рассказов, пересказ

*Дидактическая игра «Доскажи»

*Решение кроссворда

47.

1

Закрепление согласного звука [Ш],  буквы Щ

*Правописание ща, щу

*Печатание слов: площадь, силища. Ручища, щука, * Словообразование существительных, обозначающих строительные профессии (с суффиксом –щик, -щиц (крановщик – крановщица)

*Распространение предложений: Строители строят (школу) – Строители строят новую, красивую школу.

*Образование и употребление действительных причастий настоящего времени: мчаться – мчащийся, спешить – спешащий, строиться – строящийся, работать - работающий

48.

1

Согласные звуки [Ф], [Ф'], буква Ф

**Знакомство с согласными звуками [Ф], [Ф'], буквой Ф

*Печатание слов и составление схемы слов с выделением согласных звуков (шарф, шарфик)

*Определение, что звуки глухие, парные со звуками  [В], [В']

*Работа с деформированной фразой «Стол на ваза стоять»

*Договаривание предложений

*Дидактические игры «Дополните слово», «Антонимы»

49.

1

Повторение звуков [Ф], [Ф']

*Печатание слов (шофёр, светофор), схемы слов, ударение

*Чтение текстов из 4-5 предложений

*Степень сравнения прилагательных – образование, употребление в речи (пушистая – пушстее, зеленая – зеленее и т.д.)

*Решение кроссвордов

*Дидактические игры «Слоговое лото», «Прочитайте предложение» (различение «в» и «ф»)

50.

1

Буква разделительный мягкий знак

*Знакомство с новой буквой практически, фонематический анализ слова «листья» (в последнем слоге после [Т]слышится слияние [ЙА] и ставится особый знак

*Печатание слов в столбик

*Дидактические игры «Да – нет», «Чем отличаются слова?», «Найдите пару», «Слово рассыпалось», «Узнайте сказку»

51.

1

Закрепление изученной буквы разделительный мягкий знак

*Закрепление буквы мягкий знак, превращение слов (угол, мел, ел, брат, шест)

*Печатание под диктовку предложения

*Разгадывание ребусов

*Заучивание потешек

*Дидактическая игра «Вместо черточек – буквы»

52.

1

Буква разделительный твердый  знак

*Знакомство с новой буквой практически

Схема слов (сел – съел) – после [С] произносится [ЙЭ]

*Печатание (съем, съедим, съест, съедят)

*Словарная работа твердый – мягкий (Ъ – Ь)

*Обогащение речи синонимами

*Дидактические игры «В каких словах звук лишний, а в каких – пропущен», «Слово рассыпалось»

53.

1

Алфавит

*Изучение букв закончено. Буквы изучаются в особенной последовательности

*Порядок от А до Я общепринятый

*Повторение: гласные буквы обозначают твердость или мягкость согласных в слиянии, согласные могут обозначать звуки, парные по глухости и звонкости

*Печатание алфавита

54.

1

Закрепление изученного

*Закрепление по основным единицам речи: звуку, слогу, слову, предложению

*Печатание под диктовку

*Слогозвуковой анализ слов

*Дидактические игры «Доскажите», «Грамматическая арифметика», «Слоговое лото», «Закончите предложение»

55.

1

Закрепление изученного

*Договаривание предложений по картинкам (существительные в именительном и косвенных падежах единственного числа)

*Обогащение лексики антонимами и синонимами

*Употребление притяжательных прилагательных с суффиксами –ан, -ин

*Чтение и печатание предложений

*Дидактические игры «Назови нужный цвет», «Чей, чья, чье?», «Назови ласково»

56.

1

Закрепление изученного

*Договаривание предложений по картинкам (существительные в родительном падеже множественного числа со словом много)

*Сопоставление короткого рассказа по сюжетной картинке

*Чтение коротких текстов

*Печатание слов под диктовку

*Решение кроссвордов

 

Литература

1.     В.Волина «Веселая азбука»

2.     И.Б.Голуб, Н.Н.Ушакова «Путешествие по стране слов», Москва, Просвещение, 1992г.

3.     В.И.Городилова, Е.Н.Радина «Воспитание правильной речи», Москва, Просвещение, 1961г.

4.     Р.Т.Гребенкина «Преемственность и перспективность в подготовке детей к обучению грамоте в подготовительных группах», Ленинград, 1987г.

5.     Л.Н.Журова «Обучение грамоте в детском саду», Москва, Педагогика, 1978г.

6.     Ю.Г.Илларионова «Учите отгадывать загадки», Москва, Просвещение, 1978г.

7.     А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя», Москва, Просвещение, 1983г.

8.     Г.А.Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», Москва, Просвещение, 1991г.

9.     М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», 1989г.

10.                       В.Цвыетарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» Санкт-Петербург, 1998г.

11.                       Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва, Просвещение, 1988г.