Формы инклюзивного образования

Московкина Любовь Алексеевна

Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Основная идея инклюзивного образования — постоянный мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, его участники включаются в проектирование изменений, создающих более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования. Таким образом, участники образовательного процесса (администрация, педагоги, специалисты, дети и родители) становятся не только пользователями программ, методик, технологий, дидактического и материально-технического обеспечения, но и разработчиками образовательного процесса и условий его реализации.В Конвенции ООН 2006 г. закреплена так называемая социальная модель понимания инвалидности, в которой инвалидность осмысляется как результат определенных форм социального взаимодействия человека с нарушениями здоровья и отношенческих и средовых барьеров, которые не позволяют ему активно включаться в жизнь общества наравне с другими людьми. Таким образом, социальная модель предполагает, что причины инвалидности кроются не в самом заболевании, а в существующих в обществе физических, организационных барьерах, стереотипах и предрассудках. В отличие от медицинского понимания инвалидности, где человек с инвалидностью является «проблемой», основной стратегией служит минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию, а наиболее эффективным способом этого – изоляция инвалида от общества в специальном лечебном учреждении, социальная модель основной мишенью воздействия считает барьеры вокруг человека. Современная система отношения к людям с ограничениями здоровья стремится обеспечить не просто социальную защиту, а полноценную интеграцию их во все сферы жизни общества. Необходимая часть этого процесса – обеспечение доступа к квалифицированному, высокооплачиваемому и престижному труду, что в свою очередь невозможно без получения качественного профессионального образования. Наличие тесной связи образования инвалида и степени его участия в жизни общества признана в мировой практике. В связи с этим в последние годы особое внимание как профессионально-педагогического сообщества, так и институтов гражданского общества обращено к проблеме инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе общего и профессионального образования. Именно образовательная инклюзия максимально отвечает идеологии, которая исключает любые формы дискриминации лиц с ОВЗ и утверждает равное отношение ко всем людям, но создаёт при этом необходимые условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности. Внимание к этому вопросу связано с тем, что именно образовательная инклюзия справедливо рассматривается как важнейший механизм инклюзии социальной. Совместное (инклюзивное) обучение признано мировым сообществом наиболее гуманным. Инклюзивное образование является для молодого человека с ОВЗ наилучшей формой установления оптимальных интеракций с окружающими людьми, так как совместное обучение позволяет улучшить качественную сторону ежедневных коммуникативных актов. Именно это направление признано одним из главных в российской образовательной политике на всех ступенях образовательного процесса. Непосредственным толчком постановки задачи развития инклюзивного образования в России стало присоединение к Конвенции ООН о правах инвалидов. Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.

Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:

- Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.

- Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.

- Частичная форма обучения. Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).

- Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.

Для повышения мотивации к обучению важно создать на уроке ситуацию успеха для учащихся, для этого важно отмечать все положительные сдвиги в развитии ребенка, а при анализе ошибок проявить педагогический такт и избегать безапелляционных высказываний. Задача сохранения здоровья детей подразумевает выбор средств и форм обучения, которые не вредят физическому, психическому и духовному здоровью детей, а способствуют его сохранению. Использование активных методов способствует активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

Литература

1. Деятельность руководителя образовательной организации при

включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и

детей-инвалидов в образовательное пространство : методические материалы

для руководителей образовательных организаций / С. В. Алехина и др. –

Москва : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 148 с.

2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии:

Материалы международной научно-практической конференции (20—22

июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и

др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.

3. Интегрированное и инклюзивное обучение в

общеобразовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А.

Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Сегедова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 147с.

4. Екжанова, Е.А. Отечественная концепция интегрированного

обучения // www.psyedu.ru


Автор(ы): Московкина Любовь Алексеевна
Приложения: