Инклюзивное образование как образование равных
прав индивидуальных возможностей учащихся
Соболева Елена Борисовна
Инклюзивное образование в педагогике — это подход, при котором каждому человеку, независимо от физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Цели
- Обеспечение равного доступа к качественному обучению всем детям, независимо от их особенностей развития.
- Преодоление барьеров — физиологических, социальных, психологических, которые стоят на пути приобщения ребёнка с ОВЗ к образованию.
Принципы:
- Индивидуальный подход — выбор форм, методов и средств обучения с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка.
- Поддержка самостоятельной активности — обеспечение условий для самостоятельной активности ребёнка.
- Вариативность в организации процессов обучения и воспитания — наличие вариативной развивающей среды, необходимых развивающих и дидактических пособий.
- Партнёрское взаимодействие с семьёй — усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.
Методы
Для реализации инклюзивного образования используются, например:
- Модульное обучение — разделение учебного материала на отдельные модули, содержащие логически завершённую информацию. Модули включают теоретическую часть, практические задания и проверку полученных знаний.
- Технология проектирования — разработка и реализация учебных проектов, предусматривающих участие обучающихся в поиске и обработке информации, анализе и синтезе данных, презентации полученных результатов.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — электронные учебники, интерактивные доски, виртуальные лаборатории, мобильные приложения и компьютерные тренажёры.
- Игровые технологии — использование игровых элементов в учебном процессе, которые облегчают восприятие информации, повышают мотивацию к обучению.
Результаты
Инклюзивное образование способствует:
- Повышению образовательных достижений всех учащихся, включая детей с особыми потребностями. Индивидуальный подход, дифференцированное обучение и поддержка, предоставляемые в инклюзивной среде, способствуют успешному усвоению знаний и навыков.
- Формированию толерантного и включённого общества, где каждый человек имеет право на образование и участие в общественной жизни.
В России инклюзивное образование закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. В законе определено, что инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. При этом для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие
Отдельные статьи Закона, касающиеся инклюзивного образования.
В ст. 2 п.16 дается понятие обучающегося с ОВЗ: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Следует отметить, что данное понятие распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся ими. К этой же группе могут быть отнесены дети-инвалиды, которые не являются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, как правило это дети, страдающие соматическими заболеваниями. Закон разводит понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок- инвалид».
В ст. 79. п. 1 написано, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов и индивидуальной программой реабилитации». В п. 2 говорится, что «общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися».
Статья 79 п. 3: «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии со ст. 79 п. 4 «образование обучающихся с ограниченными возможностями может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Статья 79 п. 5 объясняет, что «отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и специального (коррекционного) образования.
Согласно ст. 79 п. 11, «при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков».
Статья 34 определяет основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. «обучающимся предоставляются академические права:
на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции».
Данное право непосредственно связано с обязанностями и ответственностью педагогических работников. так, в ст. 48 п. 1 п/п 6 записано: «педагогические работники обязаны... учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями».
Статья 79 п.12 говорит о том, что «государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность».
Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Согласно ст. 42, «эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются».
Автор(ы): Соболева Елена Борисовна
Приложения: