Психолого-педагогическая характеристика детей
с интеллектуальной недостаточностью
Мюллер Ксения Игоревна
Среди детей раннего возраста, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют дети с интеллектуальной недостаточностью. Понимание особенностей психофизического развития таких детей играет ключевую роль в разработке эффективных методов обучения и организации коррекционной работы.
Т.А. Колосова дала следующее определение рассматриваемого нами диагноза: «Психическое недоразвитие (умственная отсталость) – это совокупность различных по своей этиологии наследственных, врождённых или рано приобретённых стойких, не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта».
В определении С.Я. Рубинштейн выделяется, что: «Умственная отсталость – это стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга».
Данные определения обозначают, что отличительной чертой детей с умственной отсталостью является ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы, к которой относятся восприятие, память, внимание, воображение и мышление.
В работе В.В. Воронковой сказано, что: «В начале школьного обучения умственно отсталые дети безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять её отдельной цели, не могут сосредоточить усилия на преодолении даже незначительных препятствий, возникающих по ходу той или иной работы. Им свойственны импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия, неумение противостоять влиянию другого человека. Вместе с тем в отдельных случаях они проявляют настойчивость и целеустремлённость в решении поставленных задач, прибегают к элементарным хитростям и уловкам, стремясь добиться желаемого результата, связанного чаще с удовлетворением жизненных потребностей».
К.И. Вересотская исследовала особенности восприятия умственно отсталых детей и выявила у них замедленный темп зрительной обработки информации. Подчёркивается, что: «…замедленный темп восприятия усугубляется трудностями в выделении главного, непониманием внутренних связей между частями объекта, что свидетельствует об узости объёма восприятия».
Н.Л. Лихачёва в своей работе определила особенности внимания обучающихся с умственной отсталостью: «Произвольное внимание умственно отсталых школьников отличается низкой устойчивостью, слабым распределением, проблемами в переключении, малым объемом. При этом те или иные свойства внимания нарушены в большей или меньшей степени, в зависимости от особенностей нейродинамики этих детей».
В.В. Воронкова пишет, что: «Устойчивость, активность и концентрация внимания у умственно отсталых школьников через некоторое время после активной мыслительной деятельности ослабевает и полностью утрачивается, что приводит к снижению качества выполненной работы».
Исследования Х.С. Замского, С.Я. Рубинштейн показали, что дети с интеллектуальной недостаточностью запоминают всё новое очень медленно, после многих повторений, быстро забывают воспринятое. Авторы акцентируют внимание на том, что: «Одним из недостатков памяти умственно отсталых детей является эпизодическая забывчивость».
В.А. Юдина отмечает, что: «Воспроизведение учебного материала умственно отсталыми детьми отличается неточностью, причиной которой является ослабление активного внутреннего торможения, ведущее к недостаточной концентрированности очагов возбуждения».
Исследование, проведённое О.Е. Шаповаловой, показало, что творческое воображение детей с нарушением интеллекта проявляется довольно слабо, а динамика его развития на этапе начального обучения является недостаточно интенсивной» [15, с. 180].
Г.С. Родионова обозначила одну из причин скудности воображения: «…бедный словарный запас, монотонность речи, неправильное понимание и употребление слов – всё это мешает точно выражать свои мысли и побуждает детей к созданию шаблонных, стереотипных образов, лишённых яркости и выразительности».
Л.В. Занков, изучая особенности эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, писал: «Развитие эмоций умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых в первую очередь относятся специальное обучение и правильная организация жизни ребёнка». Автор отмечал, что: «…целенаправленное воспитание способно сгладить свойственные таким детям импульсивные проявления гнева, обиды, способствовать появлению у них контроля над своими поступками и действиями».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что мышление умственно отсталых детей отличается снижением способности к обобщению и анализу информации и трудностями установления причинно-следственных связей. Данная категория детей имеет специфические особенности в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Нарушенные функции внимания, памяти, воображения определяют необходимость в организации особого образовательного процесса, имеющего коррекционно- развивающую направленность.
Автор(ы): Мюллер Ксения Игоревна
Приложения: