Интегрированный игровой сеанс для детей с ОВЗ

Погуляем мы в лесу

Кузьмина Юлия Игоревна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад 33
Выборгского района Санкт-Петербурга

Многие родители хотят, чтобы их дети с ОВЗ воспитывались в массовых детских садах. Законодательство РФ не позволяет образовательным учреждениям отказывать в приеме дошкольника с различными трудностями по здоровью. В связи с этим в обычных детских садах оказывается достаточно много детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

Массовые детские сады посещают достаточно много детей с ОВЗ. Эти дети отличаются по возрасту, характеру нарушения и степени его выраженности, по уровню психофизического и речевого развития, по психологической готовности к воспитанию и обучению в массовом учреждении.

И это очень важно. В группе комбинированной направленности нормально развивающиеся дети с ранних лет учатся взаимодействовать с детьми с ОВЗ, жить вместе, дружить, помогать тому, кому трудно. Это важно каждой стороне образовательного процесса.

Я хочу предоставить вашему вниманию одно из таких занятий. Данное занятие было проведено в открытой форме с воспитателем и дефектологом.

Интегрированный игровой сеанс.

Интегрированный игровой сеанс для детей с ОВЗ проводится в форме игрового сеанса, на который приглашаются педагоги этой группы. Возраст детей 4-5 лет (средняя группа). Ключевой персонаж, который приходит к детям в гости, — Мишка.

Цель:

  • Создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • Создавать в группе эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей и взрослых, закрепления навыков неконфликтного поведения и расширения позитивного социального опыта.
  • Развивать творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки участников группы в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
  • Способствовать сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей.

Организация: подгрупповое взаимодействие детей и педагогов.

Оборудование:

  • игрушка-мишка,
  • домик,
  • плакат с изображением леса,
  • волшебный мешочек,
  • муляжи овощей в корзине,
  • кусочки настоящей морковки в маленьком контейнере,
  • платок для игры в прятки,
  • столы и материалы для аппликации,
  • музыкальные инструменты,
  • аудиозапись «Игровой гимнастики» Е. Железновой.

Ход занятия.

Педагог приветствует всех и сообщает, что сегодня к нам придёт гость, о котором говорится в загадке:

Педагог: — Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу? Правильно. Медведь.

Педагог предлагает всем посмотреть на плакат с изображением леса и стоящим рядом с ним домиком. Звучит тихая музыка. Педагог заходит за домик, возвращается вместе с мишкой.

Мишка приветствует всех и сообщает, что его зовут Ваня, живёт он в этом домике и очень хочет познакомиться со всеми:

Сначала мишка знакомится с каждым ребёнком, ребенок называет свое имя и передает игрушку следующему. Затем переходит к приветствию взрослых: «Здравствуйте, взрослые».

Проводится игра «Помоги мишке собрать овощи».

Для игры понадобятся муляжи овощей: морковь, картофель, огурец, помидор. И музыкальные инструменты, а также платочек.

Педагог предлагает детям поздороваться в кругу с помощью музыкальных инструментов и с Мишкой:

1-я игра «Колокольчик»: (Пропевает) У меня в руке колокольчик, передам я Маше, у меня в руке колокольчик, передам я Пете и т.д.

2-я игра «Поиграй нам Маша в бубен, мы в ладошки хлопать будем, поиграй нам поиграй и Пете передай» и т.д.

3.я игра «Платочек»: А где наша Маша? там там там. А где наша Маша? Здесь здесь здесь.

Педагог предлагает всем встать в круг и сообщает, что мишка принёс с собой волшебный мешочек (все его внимательно рассматривают), а что находится в нём – нужно отгадать. Мишка подходит к каждому ребёнку, и тот на ощупь пытается определить, какой овощ в волшебном мешочке достался именно ему. Остальные участники группы наблюдают, проверяя правильность ответа. Каждый овощ вынимается, всеми внимательно рассматривается и размещается в центре круга на импровизированной грядке.

Педагог: — Как одним общим словом можно назвать морковь, картофель, огурец, помидор? (Дети отвечают.) Правильно, это овощи. Их очень любит наш мишка. Давайте поможем ему сложить их по одному в корзину! Сделаем это под музыку.

Всем участникам предлагается взяться за руки и идти по кругу под негромкую музыку.

Педагог: — Мишка шёл, шёл, шёл и морковку (картошку, огурчик, помидор) нашёл…

Музыка замолкает. Детям по очереди предлагается найти названный овощ и положить его в корзину. После того, как ребёнок выполнит действие, мишка благодарит его. Игра повторяется с каждым из детей. Постепенно все овощи оказываются собранными в корзину.

Педагог: — Ребята, а вы знаете, что мишка любит морковку? А как выглядит морковка?

Дети: — Она оранжевая, гладкая, твёрдая.

Морковка вынимается из корзины и внимательно рассматривается, ощупывается.

Зайчик: — А вы знаете, какая она на вкус?

Дети: — Сладкая и сочная.

Мишка угощает детей небольшими кусочками морковки и сообщает, что она ещё очень полезная. Педагог обобщает ответы детей.

Педагог: — Вот какой замечательный овощ – морковка: оранжевая, гладкая, твёрдая, сладкая, сочная, полезная. Не зря мишка её любит. Вы молодцы, ребята, отвечали правильно. Мишка очень доволен и предлагает вместе поиграть.

Проводится игра «Прятки».

Все участники группы садятся на стульчики, расположенные кругом. Прятаться будет тот, кому мишка даст в руки морковку. Педагог накрывает этого ребёнка платком и говорит:

— Вы ребята не зевайте, поскорее отгадайте:
Раз.., два.., три…
Кто там спрятался внутри?

Все участники группы хором называют имя спрятавшегося ребёнка.

Педагог: — Сейчас проверим. Покажись, пожалуйста, нам!

Ребёнок с помощью мишки снимает платок, возвращает его мишке. Игра повторяется со всеми детьми группы по очереди.

Педагог благодарит мишку за необычную и интересную игру, предлагает детям тоже сделать нашему гостю подарок на память: красивые морковки-аппликации.

Дети делают аппликацию «Морковки».

Все участники группы садятся за столы, где приготовлены подносы с необходимыми материалами (клей-карандаш, заготовки оранжевых морковок и зелёной ботвы из бумаги, листы голубого цвета формата А4 для фона, салфетки, простые карандаши). Каждый старается для мишки сделать самую красивую морковку. В процессе выполнения аппликации мишка подходит к каждому ребёнку, подбадривает его. Педагоги тоже участвуют в работе (рисуют простым карандашом чёрточки на морковках, чтобы те выглядели как настоящие, при необходимости оказывают помощь детям).

По завершении аппликации дети встают, задвигают за собой стульчики и вручают мишке свои работы. Мишка внимательно рассматривает каждую, аккуратно кладёт в волшебный мешочек, благодарит.

Мишка: — Спасибо, ребята, теперь эти замечательные морковки будут радовать меня всю зиму. Я и своим лесным друзьям их покажу. Мне так понравились ваши подарки — аппликации, что хочется вместе с вами петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Вставайте, пожалуйста, в круг.

Совместная музыкальная деятельность в кругу.

Мишка с помощью педагога раздаёт участникам группы музыкальные инструменты, называя их: барабан, трещотки, колокольчик, колотушки, бубен. Дети повторяют.

Мишка: — Я буду сейчас петь свою любимую песенку, а вы, пожалуйста, мне подыгрывайте!

Музыкальный руководитель аккомпанирует на пианино.

Мишка:

— Я маленький мишка, на месте не сижу,
С ребятами танцую и песенку пою.

Участники группы все вместе играют на музыкальных инструментах. Мишка танцует.

Педагог: — Давайте сейчас сыграем громко. (Аккомпанемент звучит громче.) А теперь сыграем тихо. (Аккомпанемент звучит тише.) Ребята, давайте поменяемся друг с другом инструментами. А теперь отложим наши музыкальные инструменты и сами споём песенку для зайчика.

Песенка «Мишка» Е.Железнова

Мишка косолапый по лесу идет

Шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка мишке прямо в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ.

Участники группы сопровождают слова песенки действиями (гладят мишку, ему от этого очень приятно). Песенка продолжается:

Мы гуляли далеко, мы гуляли близко,
Мы летали высоко, мы летали низко.

Участники группы вместе с мишкой сопровождают слова действиями (расширяют и сужают хоровод, поднимают руки вверх и опускают вниз).

Мишка благодарит всех за совместное пение и игру на музыкальных инструментах, вспоминает, что ему пора возвращаться домой. Педагог предлагает детям его проводить.

Проводится динамическое упражнение «Тропинка» под аудио сопровождение.

Участники группы, рассматривая плакат с изображением леса, выполняют действия в соответствии с речевой инструкцией (идут на месте медленно и быстро, останавливаются, приседают, поворачиваются в стороны). Обращаясь к мишке, они говорят вслед за педагогом:

Мы в ладошки хлопнем:

хлоп, хлоп, хлоп.

По коленям шлепнем:

шлеп, шлеп, шлеп.

Кулочками стукнем:

Стук, стук, стук.

До свиданья, милый друг.

Мишка прощается с участниками группы, машет лапой и уходит к себе. Педагог отводит его в домик, помогая нести корзину с овощами и чудесный мешочек.

Педагог (обращается к детям): — Кто приходил сегодня к нам в гости? Как его звали? Понравилось ли вам с ним играть?

Подводя итог встречи, педагог благодарит всех. 

Использованная литература:

  1. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной
  2. политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6.
  3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные
  4. учреждения: необходимость перемен // Дефектология. — № 2. – 2008.
  5. Интернет источники.

 

 


Автор(ы): Кузьмина Юлия Игоревна
Приложения: