Особенности физического развития детей начальной школы

 

Пеночкин Александр Вадимович,

учитель физической культуры ГБУО ОШ №220

 Калининского района Санкт-Петербурга

 

Средний возраст детей, обучающихся в начальной школе принято считать 6-10 лет. В этом периоде у детей наблюдаются очень большие изменения в психологическом и физическом состоянии организма.

В этот период физического развития выделяются отдельные этапы, которые характеризуют разные изменения и особенности в организме ребенка. К примеру дети 7-9 лет очень активно растут, завершается формирование костей таза, становятся активнее процессы коллагенизации.

У детей младшего школьного возраста есть очень важная особенность. К 8-9 годам у детей отточены навыки ходьбы практически до совершенства. А связи между длиной и темпом шага, как у взрослых нет. Это очередной раз подтверждает, что данный возраст очень важен для совершенствования моторных функций организма ребенка.

Как развивается мышечная система младшего школьника?

У детей 6-10 лет заметно увеличивается мышечная масса. Если сравнивать показатели мышечной массы новорожденных и показатели мышечной массы детей начальной школы, то увеличение составляет больше 30%.

Активно развиваются мелкие мышцы верхних конечностей, движения рук ребенка становятся более точными и совершенными.

В возрасте 7-8 лет перестройка мышечных тканей наиболее заметна. В этот период ребенок становится более координирован. Признаком функциональной зрелости мышц становится повышенная возбудимость. Нервный импульс передающий сигнал от нерва к мышце становится быстрее, а скорость сокращение мышцы становится выше.

До 8-ми летнего возраста физическое развитие ребенка проявляется в совершенствовании рецепторного аппарата суставов. Ребенок ходит уже достаточно координировано, практически как взрослый человек. Исчезают лишние движения, которые наблюдаются у детей 5-6 лет.

Мелкая моторика становится заметно лучше, когда ребенку исполняется 6-7 лет. В этом возрасте ребенок начинает лучше справляться с ручкой, мелкими операциями с подручными предметами, с игрой на музыкальных инструментах.

Основные системы жизнеобеспечения: особенности развития

Физическое развитие ребенка 6-10 лет затрагивает все основные системы организма, такие как дыхательную систему, сердечно-сосудистую. В 7-9 лет частота дыхания у ребенка налаживается. Также мы наблюдаем у детей 7-9 лет некоторые изменения в системе кровообращения, что приводит к повышенной потребности в кислороде и учащении ЧСС.

Самым важным процессом организма в ходе роста и развития детей младшего школьного возраста является процесс обмена веществ. Так, физическое развитие детей младшего школьного возраста белковый обмен у молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет по интенсивности составляет 100%, тогда как у младших школьников в возрасте 10 лет это 190%, а у шестилетних – все 230%!

Также очень важные изменения происходят и в нервной системе детей. Мозговая часть черепа продолжает расти, и завершается этот процесс не ранее 10 лет, после чего происходит совершенствование нервной системы. В период 7-9 лет можно отметить особую интенсивность процесса развития коркового отдела полушарий головного мозга.

За счет усиления тормозных процессов у детей 6-7 лет можно отметить снижение возбудимости нервных центров. В этот период дети получают удовольствие от новых возможностей двигательной активности, а происходит это потому, что двигательный участок коры головного мозга становится более активным.

Таким образом, мы отмечаем, что у детей 6-10 лет очень активно происходит процесс физического развития, что позволяет детям реализовывать более сложные задачи.

Влияние социальных факторов на развитие младшего школьника.

Нужно принимать во внимание, что на физическое развитие детей младшего школьного возраста не могут не влиять социальные причины. Так, малыши, которые только поступают в школу, достаточно часто сталкиваются с проблемой недобора массы тела. Основной причиной этого становится сложный период адаптации детей в первых классах. Также негативно на здоровье детей сказывается начала обучения с 6 лет, некоторые дети не готовы к этому, и не могут продемонстрировать функциональную зрелость в этом возрасте. 

Негативными последствиями преждевременного обучения в школе являются:

снижение зрения;

резкое падения уровня гемоглобина в крови;

наращивание астении;

нарушение работы сердечно-сосудистой системы;

сбои в работе органов пищеварения;

проблемы с осанкой и развитием стопы;

расстройства нервно-психического характера.

Проблема в том, что много детей в начальной школе вынуждены находиться в школе очень много времени, даже после окончания уроков и занятий из-за того, что родители заняты на работе. Это очень негативно сказывается на развитии ребенка, как на психическом, так и на физическом. В большей степени это касается девочек, которые начинают испытывать проблемы с работой органов пищеварения и мочеполовых путей.

Нарушение режима дня и питания, является основной причиной сбоев в работе организма детей, в случае долгого пребывания в школе в группах продленного дня.

Негативные изменения в организме детей младшего школьного возраста, также могут быть связаны с необходимостью длительного пребывания детей в сидячем положении. Это может привести к нарушению обмена веществ, нервным срывам у детей, имеющих избыток энергии.

 

Как повлиять на ситуацию?

Чтобы физическое развитие детей проходило без сбоев, нужно правильно организовывать их день, обязательно включив в него уроки физического воспитания. В 6-10 лет дети лучше справляются с теми видами физических упражнений, которые не требуют серьезных физических усилий.

Спортивной деятельности младшего школьника должна отводиться особая роль. Он хорошо влияет на развитие мышечной системы ребенка, способствует укреплению дыхательной системы, развитию физических качеств. В данном возрасте актуальными будут следующие виды спорта:

танцы;

легкая атлетика;

плавание;

теннис;

боевые искусства и пр.

Также очень важно, чтобы выбранный вид спорта нравился ребенку, чтобы он сам с удовольствием посещал занятия.

   


Автор(ы): Пеночкин Александр Вадимович
Приложения: