Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
с элементами опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе ТНР «Вулканы»
Роженцева Оксана Анатольевна
Цель: расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана.
Задачи:
• познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; о природном явлении – извержении вулкана.
• формировать положительное отношение к познанию окружающего мира; развивать желание детей экспериментировать;
• развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
• развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
• воспитывать бережное отношение к природе; интерес к познавательно-исследовательской деятельности
• формировать саморегуляцию у детей.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,
Форма проведения: фронтальная.
Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, экспериментирование, беседа.
Основные понятия: вулкан, земная кора, лава, магма, пемза, вулканологи.
Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический.
Оборудование:
Демонстрационный материал: видеоролик «Извержение Толбачика», презентация «Вулканы»
Оборудование для экспериментирования:
• костюмы для экспериментирования (одноразовые: шапочки, перчатки, нарукавники, фартуки), для детей и взрослых
· макеты вулкана, вода, сода, пищевой краситель, моющее средство для посуды, уксус, одноразовые ложки, одноразовые стаканчики; емкости для смешивания жидкости.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день.
Дети. Приветствие детей
Воспитатель. Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется…..
Дети. Ответы детей (Земля)
Воспитатель. Верно. Ребята, а в какой стране мы с вами живем?
Дети. Ответы детей (Россия)
Воспитатель. У нашей страны есть красивейший, удивительный полуостров, который называется Камчатка. Чем же славится, и чем интересен полуостров, вы ребята ответите мне отгадав загадку:
Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
Дети. Ответы детей (Вулкан)
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Полуостров Камчатка славится своим множеством вулканов, которые - то спят, то просыпаются. Одни вулканы спят по 100 или 1000 лет, но есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими. Они дымят не переставая.
Ребята, кто мне подскажет, что такое — вулкан?
Дети. Рассуждения детей (Это гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава….)
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа?
Дети. Рассуждения детей (на большую яму, воронку).
Воспитатель. Верно. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана, в котором находится огненная жидкость – магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста. Магму, выходящую наружу, называют лавой. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из-под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера.
А вы знаете, почем вулкан назвали вулканом?
Дети. Рассуждения детей
Воспитатель. Ребята, я расскажу вам одну легенду.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня».
Воспитатель. Посмотрите, какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни.
Дети достают из мешочка камни
Воспитатель. Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
Дети. Рассуждения детей (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Воспитатель. Ребята, опустите камень в емкость с водой (дети выполняют предложенное задание), что произошло и почему?
Дети. Рассуждения детей (камень утонул, потому что тяжелый).
Воспитатель. Верно. Ребята у меня еще есть необычный камень. Возьмите и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня необычного?
Дети. Ответы детей (дырочки и т.п)
Воспитатель. Давайте опустим этот камень в воду. (выполнение действий детьми). Что произошло с камнем?
Дети. Ответы детей (он не утонул, как другие камни.)
Воспитатель. А почему он не утонул?
Дети. Рассуждения детей (в дырочках воздух.)
Воспитатель. Правильно, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху, который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. Что легче пемза или камень?
Дети. Ответы детей (пемза)
Воспитатель. Пемза — это камень вулканического происхождения, и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Как вы думаете, какой вулкан называется действующим?
Дети. Рассуждения детей
Воспитатель. Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают превращаются в твердую породу- пемзу. Посмотрите, что случилось с автобусом, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.
Ребята а вы хотите посмотреть, как извергается вулкан?
Дети. Ответы детей
Воспитатель. Но перед нами стал важный вопрос. Как нам добраться до Камчатки, и при этом рассмотреть извержение вулкана? На каком виде транспорта мы с вами сегодня отправимся в путешествие?
Дети. Выбор транспорта детьми.
Воспитатель. А почему вы выбрали это транспортное средство?
Воспитатель. На вертолетной площадке нас ждет вертолет! Садимся в вертолет.
Пристегните ремни безопасности.
Показ видео ролика «Извержение Толбачика»
Воспитатель. Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Но безопаснее это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан в лаборатории.
Ребята, хотите самостоятельно проделать опыт: «Извержение вулкана»?
Дети. Ответы детей
Воспитатель. Ребята, давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опыта.
Физкультминутка:
По дорожке мы шагали,
и ворон мы не считали,
Смело скачем мы вперед,
где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
можно крикнуть "1, 2, 3".
Воспитатель. Ребята, посмотрите, тропинка, а на ней разбросаны камни — это, наверное, вулкан здесь шалил. Как вы думаете куда приведет нас эта тропинка?
Для того чтобы попасть в нашу лабораторию мы с вами должны преодолеть это препятствие. Как мы можем это сделать?
Дети. Выполняют действия по своему усмотрению (обходя камни, перепрыгивая с камня на камень)
Воспитатель. Ну вот мы справились с нашим препятствием и находимся в лаборатории. Но, прежде чем мы приступим к нашему опыту, давайте вспомним правила поведения в лаборатории
Дети. Ответы детей (Не шуметь, не мешать другим, не трогать руками глаза, не брать предметы и руки в рот, порошки брать только ложкой; поработал - убери на место).
Воспитатель. Помните, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Проходите на свои места за столами в лаборатории и одеваем защитные костюмы как настоящие ученые.
Приглашаю наших гостей одеть одежду самых настоящих научных лаборантов и присоединиться, к нам в нашей научной лаборатории.
Посмотрите на наш вулкан, как вы думаете, это спящий или действующий вулкан? Почему?
Дети. Рассуждения детей
Воспитатель. Ребята, смотрите внимательно, сейчас мы попробуем «разбудить» наш вулкан
Прежде, чем приступить к выполнению опыта, нам необходимо изучить схему.
Дети, совместно с воспитателем, обсуждают последовательность проведения опыта
Ребята, подскажите, какую емкость мы возьмем для начала проведения опыта?
Дети. Ответ детей (№1)
Воспитатель. Насыпаем в «жерло» нашего вулкана две чайных ложки пищевой соды из емкости №1.
Напомните пожалуйста, ребята, что находится в емкости №2.
Дети. Ответ детей
Воспитатель. Капаем в жерло 3 капли пищевого красителя №2;
Затем в отдельной емкости № 3 смешиваем: моющее средство №4 и воду №5.
Выполнение экспериментальной деятельности. Дети самостоятельно проводят эксперимент по схеме, воспитатель следит за техникой выполнения эксперимента.
Воспитатель. Для завершения опыта давайте ребята попросим наших гостей, чтобы они помогли разбудить наши вулканы.
Дети наблюдают за процессом вливания жидкости.
Воспитатель. Давайте поблагодарим наших гостей за помощь!
Дети. Дети благодарят.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все справились с опытом! У всех вулкан «проснулся». Из вас получились хорошие исследователи.
Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.
Вам понравилось наше путешествие?
А что запомнилось вам больше всего?
На каком полуострове мы побывали?
Что необычного есть на Камчатке?
Что извергается из вулкана?
Дети. Последовательно отвечают на поставленные вопросы
Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад? К полету готовы?
Музыкальная физминутка «Самолет»
Молодцы ребята, полет прошел нормально, добро пожаловать в детский сад!
На память о нашем знакомстве с вулканами предлагаю вам дома нарисовать самые красивые горы и вулканы. Принести свои рисунки в детский сад. И мы устроим выставку ваших работ!
Автор(ы): Роженцева Оксана Анатольевна
Приложения:
6804b9f270d82_1._Презентация_Вулканы.ppt