Организация работы творческой группы "Наглядная геометрия" как
аспект исследовательской деятельности учителя математики

Нестеренко Евгения Валерьевна, 
учитель математики, ВКК, Агалатовский ЦО

Анализ современной педагогической практики свидетельствует, что уровень профессионально необходимых знаний и умений учителя, его квалификации не удовлетворяет изменившимся целям и ценностям образования.  В условиях модернизации образования значительно актуализировалась проблема постоянного совершенствования учителем не только знаний и умений по преподаваемому предмету, но и подготовки его к инновационной исследовательской деятельности.

Готовность человека к любой деятельности, в том числе и готовность учителя к реализации инновационных педагогических идей, можно выразить формулой: "готовность = желание + знание + умение", или "готов = хочу + знаю + умею". Эта формула отражает три аспекта готовности: мотивационный или личностный, информационный и деятельностный.

Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Заметим, что современная «школьная» геометрия не отражает логику ее исторического становления как науки. В нынешнем систематическом курсе геометрии в школе представлен лишь евклидов этап истории геометрии, а доевклидов практически не рассматривается. Не отражено в нем и то время, когда ученые еще не владели методами строгих доказательств, но уже знали практически все, что входит в современную школьную геометрию. В связи с этим, упускается существенный этап в развитии геометрии как науки.

Поэтому, на мой взгляд, включение доевклидова этапа в качестве специального курса наглядно-практической геометрии для ознакомления со всеми объектами изучения перед систематическим курсом поможет восстановить логику развития науки и облегчит учащимся освоение систематического курса.

Изучая наглядную геометрию, мы отвлекаемся от реальных объектов действительности: среди всех свойств рассматриваем только размеры, форму и положение в пространстве.

Таким образом, пропедевтический курс наглядной геометрии решает следующие важные задачи:

формирование готовности к изучению систематического курса геометрии с 7 класса;

развитие геометрического мышления, расширение кругозора;

формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике.

Наглядная геометрия способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, рассуждения дает реальные предпосылки для дальнейшего развития геометрического мышления учеников.

Моя исследовательская деятельность построена на внедрение курса "Наглядная геометрия", а так же на создание для него методического сопровождения.

На первом этапе — поисковом — изучалось современное состояние выбранной проблемы, происходило теоретическое осмысление ее, изучалась психологическая и педагогическая литература. Результатом стало определение цели и задач исследования.

Цель: Создание методического сопровождения к урокам по курсу "Наглядная геометрия" 5-6 классы.

Задачи:

1. Разработать материал для развития логического, геометрического мышления и пространственного воображения.

2. Создать мультимедийные презентации для сопровождения уроков

3. Разработать практические , творческие и лабораторные работы.

4. Разработать календарно-тематическое планирование курса, основанного на курсе "Наглядная геометрия" И. Ф. Шарыгина.

5. Разработать рабочую тетрадь для учащихся.

6. Создать условия для его распространения, в виде книг, дисков и рабочих тетрадей.

Стало понятно, что такой большой труд невозможно проделать в одиночестве и тогда появилась идея о создании творческой группы.

Цель деятельности группы - всесторонне исследовать проблемы и разрабатывать рекомендации по ее наиболее эффективному практическому применению.

Задачи:

- изучение проблемы, ее теоретическое обоснование;

- анализ состояния педагогической практики, определение возможных направлений реализации научных исследований;

- определение путей решения проблемы с учетом условий учебно-педагогической базы школ;

- поиск неординарных подходов к решению проблемы.

Вторым этапом - опытно-экспериментальном - необходимо разработать общую стратегию исследования. Начать разработку методического сопровождения курса и его апробацию в школах. Найти издательства для публикации.

Третий этап - заключительно-обобщающий - будет включать внедрение в практику научно-методических материалов, составленных на основе проведенного исследования, проведение семинаров и курсов по обучению учителей и распространение разработанных материалов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное методическое сопровождение к урокам по курсу "Наглядная геометрия" 5-6 классы может быть реализовано в общеобразовательных школах, любыми учителями.

Ведущая роль математики в том, что она учит детей логике. Наряду с логикой рассуждения есть еще логика открытия, эвристика, которая не имеет доказательной силы, но двигает творчество. Нельзя пропускать в обучении фазу поиска. «Математика – экспериментальная наука», - утверждает современный математик Владимир Арнольд. Важно, чтобы учащиеся получили знания самостоятельно с помощью эксперимента. При этом работа строится следующим образом: выполняется построение, изучается результат, выдвигается гипотеза, осуществляется проверка гипотезы для других случаев. Далеко не все ученики имеют способности и вкус к строгим теоретическим выкладкам, но практически все могут наблюдать, подмечать закономерности, проверять их.  Занимаясь математическим экспериментом, каждый ученик оказывается активным

участником исследования. Предлагаемые практические работы активизируют учебный процесс, облегчают восприятие геометрических понятий, обеспечивают доступность геометрических фактов, которые в дальнейшем будут доказаны в курсе геометрии. При необходимости перед практической работой ученики работают с дополнительной литературой, формулируют нужные определения, ищут исторические факты.

Приведу примеры исследовательской работы с математическими понятиями на уроках "Наглядной геометрии".

Как объяснить учащимся почему мы измеряем площадь квадратными единицами, а не другими. Провожу работу: раздаю всем одинаковые прямоугольники и 1 группа получает круги, 2 - правильные треугольники, а 3 - квадраты. Ученикам предлагается замостить прямоугольник данными фигурами, чтобы они покрыли как можно большую площадь. У кого получиться лучше, отсюда напрашивается вывод об единицах измерения площади.

А как  объяснить возникновение числа π. Провожу работу: 1 группа - строить окружность радиуса - 3 см, 2 - 4 см, 3 - 5 см. Далее раздаю нить и прошу выложить нить по окружности. далее измеряем диаметр окружности и длину нити, находим отношение. Делаем вывод и получаем число π.

Достаточно сказать, что исследовательская деятельность не только способствует профессиональному росту учителя, но  формирует (развивает) такие качества как трудолюбие, целеустремленность и  только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе.

 Список библиографических ссылок:

1.Маркова, В И. Развитие исследовательской культуры учителя как фактор инновационной деятельности [Текст] / В И Маркова // Реализация интегратавного подхода в системе формирования и развития профессиональных компетентностей педагогов средней общеобразовательной школы м-лы межрег. науч -практ. конф - Киров КИПК и ПРО, 2007 - С 39-44 (0,38 п л)

2. Афанасьева Е.А. Исследовательская деятельность: условие или показатель профессионализма педагога (размышления). Интернет-конференция.

3. http://www.eduhmao.ru/info/1/3692/23118/


Автор(ы): Нестеренко Евгения Валерьевна
Приложения: