Россия - мои горизонты

Гиршова Полина Александровна

Цели и задачи курса

Основная цель курса — сформировать у школьников готовность к профессиональному самоопределению. 

Задачи курса:

  • содействовать профессиональному самоопределению обучающихся;
  • формировать рекомендации по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
  • информировать о специфике рынка труда и системе профессионального образования;
  • развивать навыки и умения карьерной грамотности;
  • формировать ценностное отношение к труду.     

Некоторые методы и формы проведения занятий в курсе «Россия — мои горизонты»:

  • Тематические уроки. Ученики изучают различные профессии и отрасли, обсуждают их особенности, требования и перспективы.
  • Проектная деятельность. Школьники работают в группах над созданием и реализацией собственных проектов, например, исследуют актуальные проблемы или разрабатывают новые идеи, связанные с выбранной профессией.
  • Профориентационные мастер-классы. Позволяют напрямую взаимодействовать с профессионалами из различных областей, узнавать о специфике труда в разных профессиях.
  • Экскурсии. Участники знакомятся с объектами, получают информацию и выполняют заранее полученные задания.    

Некоторые темы, которые могут быть включены в курс «Россия — мои горизонты»:

  • «Россия аграрная: растениеводство, садоводство»;
  • «Россия индустриальная: атомная промышленность»;
  • «Россия здоровая: биотехнологии, экология»;
  • «Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана»;
  • «Россия комфортная: транспорт».                                                                                                                                                                                         В ходе заключительного занятия школьники проводят глубокий самоанализ, вспомнив все темы, которые обсуждались в течение года, и оценили их влияние на собственные профессиональные предпочтения. Затем, вооружившись знаниями, они разрабатывают интеллектуальные карты, представляющие собой различные сценарии развития их карьеры. Каждый ученик продумывает не только основной путь, но и альтернативные варианты, учитывая возможные изменения в жизни и на рынке труда. Завершающим этапом становится разработка индивидуальных планов саморазвития на летние каникулы, включающих конкретные шаги по приобретению новых навыков и знаний.

     Главным результатом занятия стали осознание важности обдуманного выбора профессии, понимание необходимости иметь запасные планы и убеждение в том, что настоящее призвание – это гармония между финансовым благополучием и удовольствием от работы. Ребята также отметили неоценимую роль поддержки со стороны одноклассников и наставников. В рамках курса обучающиеся познакомились с ключевыми достижениями России в сфере науки и промышленности, а также с профессиями, востребованными как на федеральном, так и на региональном уровнях. Тематические занятия охватывали отрасли энергетики, сельского хозяйства, экологии, строительства, транспорта, науки и образования, социальной сферы, безопасности, архитектуры, программирования и телекоммуникаций.

Комплексно-системный подход

Единая модель профориентации — это множество практик, а не один предмет:

  • Учебная деятельность: полноценная интеграция профориентации и школьных предметов с 6 по 11 классы.
  • Внеурочная деятельность: представлена сценариями занятий «Россия – мои горизонты».
  • Выездные мероприятия: профессиональные пробы и экскурсии на предприятия.
  • Онлайн-практики: диагностика, «Профиград» и другие.
  • Интеграция со сторонними программами: дополнительного образования и профессионального обучения.

Разнообразие форматов

Проект включает в себя множество игровых и неформатных занятий, отличающихся от обычной школьной программы. В частности, на занятиях проводятся:

  • Игры.
  • Викторины.
  • Тестирование.
  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
  • Работа с интерактивными инструментами (онлайн).
  • Выездные мероприятия: экскурсии и профессиональные пробы.

Большой объем высококачественного видео контента

Обращает на себя внимание высокий уровень профессионализма созданных видео (фактически — кино) материалов, даже если не вдаваться в смыслосодержательную часть. Получились качественные, современные видеоролики.

Забота об удобстве педагогов

Разработанные сценарии занятий созданы в максимально «подручном» для педагога виде. В текстах чувствуется уважительное отношение к труду педагога.

Программа «Россия — мои горизонты» в течение учебного года помогла учащимся ознакомиться с востребованными профессиями разных отраслей и направлений, изучить перспективы профессионального развития и сделать правильный выбор жизненного пути.

 


Автор(ы): Гиршова Полина Александровна
Приложения: