Пропедевтика начальных геометрических сведений
в курсе математики 5-6 классов
Гарбар Eлена Викторовна
На данный момент одним из ключевых направлений развития нашей страны является формирование образованного и воспитанного российского сообщества. Для решения этой задачи необходимо создание качественного образования в школе, которое сохранить лучшее из методик прошлого и добавит новое для удовлетворения потребностей современного общества. Одним из способов улучшения качества образовательного процесса является формирование и развитие познавательного, интеллектуального и творческого потенциала школьников. В данном процессе важное значение уделяется изучению математики, в частности, элементов геометрии на начальных этапах подготовки.
Геометрия, как учебный предмет, всегда был одним из наиболее сложных учебных предметов среди всех школьных курсов. Российская педагогическая общественность постоянно обсуждает как изучать геометрию, а главное с какого возраста начинать это делать. Все больше учителей приходят к мнению что изучать геометрию надо начинать с начальной школы. Знакомится с элементами геометрии ребенок начинает уже тогда, когда он познает окружающий мир.
За первые семь лет жизни ребенок проходит огромный путь в своем интеллектуальном развитии. И в этом огромное значение оказывает познании окружающего мира, а это происходит, в том числе, и через геометрические представления. Большинство развивающих детских игрушек связано с объемными фигурами (пирамидка, кубики и т.д.). Геометрический опыт семилетнего ребенка очень разнообразен. Он очень много узнает, наблюдая за тем что его окружает, очень много учится делать своими руками, получает первый опыт построения различных фигур. Ему очень нравится то, что касается геометрии, рисование, конструирование, лепка и так далее. Именно в этот возраст наступает пик геометричной активности малыш
Поэтому тяжело не согласится с Иваном Федоровичем Шарыгиным, членом исполкома Международной комиссии по математическому образованию (ES ICMI), заведующим лабораторией "Геометрия" Московского центра непрерывного математического образования, который говорил о том что: «Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своем роде уникально: ни один предмет первоклассники не способны так воспринимать как наглядную геометрию. В то же время ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к благоприятному моменту) как геометрию».
Поэтому вопрос о важности введения в школьную программу пропедевтического курса геометрии рассматривается давно. Эта идея не нова, первым, кто начал говорить о пропедевтике в курсе математике, стал член Российской Академии наук Семен Емельянович Гурьев еще в ХVIII в. Он, как автор учебников по математике, конечно, четко понимал важность такого преподнесения материала. Так же о необходимости предварительного изучения геометрических тел и их свойств, до того как учащиеся начнут основной курс геометрии, говорил и Николай Иванович Лобачевский, один из создателей неевклидовой геометрии, «Коперник геометрии», как называл его известный английский математик Уильям Клиффорд.
Следовательно, нет сомнений в необходимости изучения начальных сведений по геометрии до того как учащиеся начнут изучат систематический курс в 7 классе. Приведем еще несколько аргументов.
С помощью геометрии обеспечивается и развивается связь мыслительных процессов, которые происходят в правой и левой половины мозга, совершенно по разным законам
Автор(ы): Гарбар Eлена Викторовна
Приложения: