Цейтнот

Кузеванова Евгения Юрьевна

Аннотация

Данная методическая разработка раскрывает особенности распределения времени на всю партию. Будет полезна тренерам по шахматам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов по внеурочной деятельности.

Введение

Актуальность данной педагогической разработки заключается в доступном донесении до

учеников в понятной форме темы «Цейтнот» и решении сложных задач в ограниченном временном диапазоне.

«Каждому шахматисту приходилось проигрывать блестящие партии из-за грубой ошибки в цейтноте». Блестящий замысел — полдела. Успел ли мастер его осуществить — это много важнее. Особенно если один из партнеров явно превосходит другого в каком-то элементе шахматного искусства, как было, например, в претендентском матче 1971 года Фишер — Ларсен, когда американский гроссмейстер оказался гораздо сильнее в расчете вариантов и загонял Ларсена в острейшие цейтноты. Замыслы датчанина выглядели по обыкновению оригинально и красиво, но он нервничал и не успевал доводить их до конца.

Цейтнот в шахматах — нехватка времени на обдумывание. Время, в турнирных шахматах регламентируется. Например: 1.5 часа на сорок ходов, и 30 мин. дополнительно до окончания партии.

При контроле до конца партии (типичный пример – блиц по 5 мин. на партию) – цейтнот может принять «жесткий» характер. Например, осталась всего минута до конца партии. При такой ситуации неизбежны ошибки, часто грубые, а то и вовсе просрочка времени.

Основная часть

Сначала буду рассмотрены примеры самых ужасных ошибок великих шахматистов во время цейтнота.

Далее будет практическая часть занятия. Ребята делятся на пары. У одного игрока будет - 3 минуты времени, у другого – 10.

Цели: 

‌- понять, что такое цейтнот;

‌- научить действовать в ограниченном временном диапазоне;

‌- увидеть, как ошибаются великие шахматисты, когда у них нет достаточного количества времени на обдумывание;

‌- научить продумывать последовательность действий.

Задача:

‌- понять, что время надо беречь и распределять его с умом.

‌Планируемые результаты:

‌- показать, как сильно ошибаются гроссмейстеры;

‌- понять, как сильно можно ошибиться самому.

‌Ход занятия:

‌- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с Вами познакомимся с таким понятием как цейтнот.

‌- Сначала мы проанализируем 5 самых серьезных ошибок Великих гроссмейстеров и на этих примерах поймем, как же сложно принимать ответственные решения, когда совершенно нет на это времени.

‌‌* во время анализа этих партий, ребята сильно удивляются, что так могут зевать чемпионы мира.

Далее идет практическая часть. Ребята делятся на пары. Одному ребенку дается 10 минут на партию, а другому 3. И начинается практическая часть. Те ребята, у кого 3 минуты на партию, сильно ошибаются и быстро проигрывают.

‌- Занятие наше подходит к концу, время подводить итоги. Скажите, пожалуйста, Вам

понравилось наше занятие? Что вы узнали нового для себя?

Заключение

Данное занятие хорошо отображает, что такое цейтнот. Ребята на себе прочувствовали, как сильно можно ошибаться в условиях ограниченного времени. В первой половине занятия учащиеся сильно веселились и удивлялись ошибкам чемпионов мира, но во второй части ошибались уже сами. В качестве варианта иллюстрирования ошибок гроссмейстеров мы используем lichess.org

Выводы с учениками сделаны следующие:

- необходимо учиться распределять отведенное время на партию;

- нужно стараться не попадать в цейтнот в запутанных позициях;

- недопустимость просрочки времени;

- методика выбора хода в условиях ограниченного времени отличается от стандартной;

- цейтнот значительно увеличивает вероятность грубой ошибки в сложной позиции;

- цейтнот колоссально затрудняет грамотный расчет вариантов;

- упрощение игры в цейтноте снижает вероятность зевков и просчетов;

- регулярная практика решения задач в условиях ограниченного времени способствует развитию быстрого счета вариантов.


Автор(ы): Кузеванова Евгения Юрьевна
Приложения: