Сопряженное развитие координационных способностей и гибкости
у младших школьников с использованием элементов хореографии
Васильева Ольга Вячеславовна
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития координационных способностей и гибкости. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. В младшем школьном возрасте процесс развития КС должен идти одновременно с воспитанием гибкости.
Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.
Хореографическая деятельность соответствует потребностям, способностям и возможностям детей младшего школьного возраста и имеет ценный педагогический потенциал для сопряженного развития координационных способностей и гибкости, поскольку хореографические умения и навыки по природе, структуре и методике изучения идентичны двигательным. Хореография многофункциональна, ее воздействие многогранно. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного физического развития, для сохранения здоровья.
Основное преимущество танца заключается в том, что для детей танец представляется в первую очередь ритмически организованной игрой, которую постепенно можно расширять. Анализ данных научно - методической литературы, программно-методического обеспечения предметов образовательной программы позволяет сделать вывод, что общеобразовательная школа, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии школьников, практически мало использует возможности хореографии. Поэтому эта проблема является особенно актуальной и требует детального исследования и освещения.
Специфика развития координационных способностей и гибкости в хореографической деятельности
Исторически сложилось так, что известные искусствоведы, педагоги, философы разных времен подчеркивали необходимость раннего привлечения детей к танцевальной деятельности с целью их разностороннего развития (К. Орф, 1990; Д. Локк 1993; Р. Оуэн, 2005; С. Русова, 2008).
Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души…» На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем, он интернационален. Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. В плясках коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.
Шло время. Человечество открыло тайны мироздания, и танцы постепенно утратили своё первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность. Танцевал простой народ на праздниках, танцевала знать на балах. Танцевали актёры в драматических и оперных представлениях. И, наконец, более четырёх веков назад родился балет.
Хореография – от греч.Chorea – пляска и графия – писать. Первоначально – запись танца, затем – искусство сочинения танца. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные, и современные — всё это называется хореографией.
Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений.
Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психологического развития ребёнка. Занятия хореографией призваны:
- развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
- укреплять здоровье;
- способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков и художественного вкуса;
- формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения;
- избавлять от стеснительности, комплексов;
- учить радоваться успехам других и вносить свой вклад в общий успех.
Танец направлен на гармоничное развитие всех физических качеств, однако большее внимание уделяется развитию гибкости и координационных способностей. Без координации движений занятия танцем немыслимы, ее совершенствованию нет предела, какое бы телодвижение не изучалось. Недооценка данного физического качества в ходе обучения приведет к значительным трудностям в дальнейшей работе. У детей улучшение координации и ритмичности движений ведет к экономичному выполнению упражнений и элементов, меньшему утомлению и следовательно, позволяет расширить объем изучаемых, выполняемых движений на занятии. Плотность занятия увеличивается, что тренирует общую выносливость.
Современная теория и методика физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендует включать хореографическую деятельность в содержание утренней гимнастики (Л.А. Блудова, 1999; Е.С. Вильчковский, 2004), ритмической гимнастики (С.В. Варданян,1994; В.Е. Гранде, 2001; М.П. Малашенко, 1995; В.Ю. Сомина, 2011; Т.Т. Ротерс, 1990), наполнять танцами и образными танцевальными движениями различные формы работы по физическому воспитанию (Е.Г. Сайкина,2007; Ж.Е. Фирилеева, 2014).
Большинство ученых, практиков, авторов современных программ по физической культуре для общеобразовательных школ признают важность развития гибкости и координационных способностей у подрастающего поколения. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. В этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых невозможно компенсировать в старшем возрасте (И.В. Латыпов, 2009)
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность. Таким образом, мы имеем реальную возможность положительно повлиять на укрепление физических данных школьников, развития двигательной координации и гибкости.
Формирование основных компонентов координационных способностей и гибкости элементами хореографии на уроках физической культуры в школе должно базироваться на учете анатомо-физиологические особенности детей.
Целенаправленное педагогическое воздействие на присущие для каждого возраста анатомо-физиологические показатели в процессе занятий танцевальными упражнениями повысит эффективность формирования основных компонентов в структуре координационных способностей и гибкости у учащихся начальной школы. На основе обобщения теоретических положений можно выделить основные педагогические условия эффективного развития гибкости и координационных способностей в хореографической деятельности:
1. Постоянное пополнение двигательного опыта;
2. Использование танцевальных элементов из разных видов хореографии;
3. Целенаправленное развитие физических способностей, высокий уровень развития которых обеспечивает успешность усвоения техники танцевальных движений, обусловливает развитие координационных способностей и гибкости;
4. Создание условий для импровизации (В.П. Коркин, 2002).
Постоянное использование танцевальных упражнений способствует закреплению сложившихся умений и навыков и повышает интерес к занятиям физической культурой в младшем школьном возрасте (В.Д. Мазниченко, 1997).
Данные научно-методической литературы показывают, что для сопряженного развития координационных способностей и гибкости наиболее эффективными являются сложнокоординационные виды спорта такие как: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика, фигурное катание, синхронное плавание и т.д. Во всех этих видах спорта в процессе тренировок большое значение придается хореографической подготовке, которая во многом способствует развитию этих качеств. Согласно анатомо-физиологическим особенностям детей наиболее эффективным было бы применение элементов хореографии в разделе гимнастика на уроке физической культуры.
Хореография в спорте – один из современных методов подготовки юных спортсменов и спортсменов международного класса на основе методики, разработанной школой классического и народного танцев.
Учащиеся обретают правильную осанку и так называемое «чувство позы», развивают устойчивость, координацию движений, красивую линию ног, легкость и изящество выполнения элементов. В процессе занятий развиваются и физические качества: гибкость, сила, выносливость, укрепляется кардиораспираторная система.
Основная задача проведения занятий – обучение правильному выполнению упражнений. Необходимым условием занятий является музыкальное сопровождение. При этом музыка должна соответствовать ритму упражнений. На начальном этапе музыку обучения музыку можно заменить музыкальным ритмом, который может создаваться хлопками или счетом. Необходимо обучать детей выполнять все задания в темпе, ритме, динамике музыки с ориентиром на основные моменты музыкального фрагмента, что позволяет правильно расставить акценты в движениях, обучить детей музыкальному восприятию. (Винер И.А.,2012)
Музыка на уроках хореографии знакомит их с основами музыкальной грамоты. Хореографические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, и благодаря этому у детей воспитывается музыкальность и ритмичность, – качества, необходимые для выполнения упражнений высокой трудности.
Гибкость развивается при выполнении классического экзерсиса, партерной хореографии. По своей биомеханической сущности подавляющее большинство хореографических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества. Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движениях. Благодаря ей облегчается выполнение всех видов упражнений - наклонов, равновесий, прыжков, волн.
Важно развивать гибкость не только позвоночного столба (всех его отделов), но и в тазобедренных суставах, выворотности, высокой подвижности голеностопного сустава.
В качестве средств воспитания гибкости на занятиях используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы (Т.С. Лисицкая, 1982).
В комплексном развитии младших школьников танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве.
Через освоение экзерсиса классического и народного танцев, а так же выполнение разнообразных танцевальных шагов, прыжков, вращений совершенствуются координационные способности. Помогут улучшить ориентацию в пространстве помещения и ориентацию отдельных частей тела в пространстве, а так же точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам.
В музыкальных играх дети исполняют собственные музыкальные движения, упражнения, этюды, танцевальные сценки.
В тех школах, которые положили начало хореографии как уроку, существует значительное количество проблем, связанных с ее преподаванием. Одна из них – механическое перенесение методов и приемов учебы танцевальных движений из практики работы самодеятельных детских коллективов. А так же отсутствием учебной литературы из школьного курса хореографии, которая подталкивает педагогов-практиков к адаптации материала, предназначенного для использования во внешкольных заведениях, а это не всегда оправдано. Во-первых, основное задание уроков ритмики и хореографии в школах заключается в активизации двигательной деятельности учеников, привлечении их, к красоте искусства, раскрытии творческой индивидуальности и выявлении способностей к данному виду деятельности с последующей рекомендацией заниматься тем или другим видом хореографии в любительских танцевальных коллективах. Занятие хореографическим искусством существенно влияет на формирование личности школьника. Так, ознакомление с доступными формами русского народного танца являются частью национального воспитания детей и молодежи; бальная хореография формирует этику поведения; изучение некоторых популярных движений современного танца (хип-хоп, брейк, джаз, модерн и другие) способствует повышению статуса ребенка в коллективе одногодок. На школьных уроках хореографии занимаются все дети класса, часть из которых не имеет специальных данных (плохое чувство ритма, отсутствие музыкально двигательной координации и другое), или не проявляет стойкий интерес к данному виду деятельности. Поэтому формы и методы работы на школьном уроке должны кардинально отличаться от тех, что рекомендуют авторы методики работы с детским хореографическим коллективом
Вторая проблема, с которой сталкиваются педагоги – это определение содержания данной дисциплины. Цель уроков хореографии заключается в воспитании интереса к танцевальной деятельности; формировании начальных хореографических умений и навыков, усвоении несложных танцевальных движений и этюдов; раскрытии и развитии творческого потенциала, выявлении и создании условий, для развития одаренных детей. Среди многих форм гармоничного развития подрастающего поколения хореография занимает особое место. Актуальность хореографического искусства в системе средств гармоничного развития растет в связи с заострением проблем воспитания целостной личности. Занятие хореографией не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает образное мышление, фантазию, творческое воображение. Хореографическая деятельность в то же время способствует физическому развитию и здоровью воспитанников; воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, гармоничность поступи, жестов, культуру поведения.
Выполнение хореографических упражнений в свободном пространстве развивает пространственное воображение, а следовательно, аналитические способности. Работа в коллективе социально адаптирует детей, а радость от преодоления себя воспитывает характер. В процессе обучения младшие школьники развивают физические данные, учатся самовыражению через искусство владения телом, участвуют в соревнованиях и выступлениях. Хореографическое искусство подразумевает повышение у занимающихся функциональных возможностей организма, обогащение знаниями, двигательным опытом, развитие гибкости, координации движений, быстроты и точности двигательных реакций, свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной осанки, изящества движений.
В основном преподавание хореографии в школе ограничивается введением уроков ритмики в начальных классах, а с 5 по 11 класс, в лучшем случае факультативно.
Наиболее распространенной является программа курса «Ритмика и бальные танцы» Мошковой Е.Н. (1997). Основной недостаток этой программы в том, что она построена исключительно на основе бальной хореографии, не используя возможности народного, историко-бытового или классического танцев. Достоинства этой программы – возможность ее использования в течение длительного периода времени в режиме урочных и факультативных занятий для учащихся с 1 по 11 класс.
Учебное пособие с программой «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д. и Фиш Э.М. (1972) рассчитано на дошкольников и младших школьников. Недостаток этого пособия в том, что основной упор сделан на музыкально-ритмическое развитии детей, и мало уделяется внимания физическому развитию учащихся.
В авторской программе « В мире музыкальной драматургии» (1999) Коренева Т.Ф. использует музыкально-ритмический материал, композиции историко-бытового, элементы парного, бального и современного танцев, уделяет внимание танцевальной импровизации. Недостаток программы в том, что она рассчитана на дошкольный и младший школьный возраст.
В авторской программе «Ритмика и танец» (2000) Фокина Е.Н. основой изучения является историко-бытовая хореография, элементы классического и народного танцев. Недостаток программы, это полное отсутствие раздела посвященного бальной хореографии, изучение современного танца предполагается только в старшем звене и факультативно.
Намного шире представлены программы по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ, различные методические разработки для хореографических кружков. Но в силу большого различия в количестве часов отводимых на знакомство с хореографическим искусством и ряда других объективных причин, использование этих программ в общеобразовательной школе не является возможным.
В последние годы ведутся горячие споры о том, необходимо ли вводить в число школьных дисциплин хореографию. И постепенно сторонников данной идеи становится все больше, чем противников. Особенно актуально использование средств хореографии в обучении для младших школьников, которые воспринимают танцы, пение, рисование как продолжение игры и поэтому очень легко поддаются обучению в игровой форме.
Анализ научно-методической литературы показал, что в младшем школьном возрасте у детей происходит быстрый рост, активное изменение форм и функций организма, психомоторики, наступают сенситивные периоды для развития физических способностей, среди которых ведущее место занимают координационные способности и гибкость.
Для развития координационных способностей и гибкости необходимы разнообразные варианты и новизна упражнений, как гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в образовательной деятельности. Хореографические упражнения в сочетании с музыкальным сопровождением соответствуют потребностям, способностям и возможностям детей младшего школьного возраста и имеют ценный педагогический потенциал для сопряженного развития координационных способностей и гибкости.
Следовательно, для эффективного формирования координационных способностей, гибкости и их компонентов важно осуществлять целенаправленное педагогическое влияние средствами хореографии на развитие конкретных психофизиологических показателей организма детей с учетом их возрастных и половых особенностей.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в исследовании преемственности содержания занятий по физической культуре с элементами хореографии с целью формирования координационных способностей учеников средних и старших классов.
Используя хореографическую деятельность как форму тренировки, можно ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений и гибкости.
Автор(ы): Васильева Ольга Вячеславовна
Приложения: