Формирование интереса детей к традиционной культуре в дошкольном образовательном учреждении чаще всего происходит во время досугов посвящённых тому или иному народному празднику. Самый популярный "народный" досуг в детских садах- "Проводы масленицы." Блины, масленичные забавы и состязания, веселые хороводы и песни-это очень колоритно отражается в детском сознании .Даже  если ребенок никогда прежде ничего не слышал о таком ежегодном событии в русской  традиционной  культуре, умело проведенный досуг оставит след в душе ребенка."Проводы Масленицы" отличное начало для более глубокого знакомства с традициями.

Далее , также в досуговой форме, можно проводить мероприятия следуя народному календарю. Например, праздник светлой Пасхи.Игры с крашенными яйцами, исполнение специальных " влачебных" песен  с педагогом, просмотр демонстрационных материалов и слушание духовных стихов  в исполнении детских ансамблей.будет следующей сочной нотой в  ансамбле детских представлений о жизни русского народа в стародавние времена.

Далее по календарю, крупные праздники  Иван Купала с плетением венков с девочками, с поисками кладов с мальчиками и прыжками через воображаемый костер.

День Святых петра и Февронии с пересказом старинной легенды под аккомпанемент аудиозаписи гуслей .С созданием таинственной и чарующей атмосферой русских сказаний.

Праздник " Осенины" , " Покров, Святки, и Святочные посиделки, заклички весны. Все эти досуги непременно оставляют след в памяти детей,особенно если проводить эти праздники регулярно .И это есть одна из составляющих в традиционной культуре.Цикличность и преемственность.Если педагог сам интересуется , понимает, ценит и любит  фольклор ему не составит труда привить эту любовь и интерес детям .

В группах также параллельно должны изучается устные и художественные  виды   народной культуры .

Совместно с музыкальным руководителем целесообразно знакомить детей с жанрами детского фольклора .

  • Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Колыбельные песни. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.

Детский фольклор интересен детям благодаря ярким поэтическим образам и музыкально-игровой форме. Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей. 

учений. С помощью фольклора легко разрешаются не только образовательные, но и воспитательные педагогические задачи: • формирование и развитие вокальных навыков (среди народных песен есть прекрасные образцы как элементарных попевок на двух-трех нотах, так и сложнейших многоголосных песен с подголосками, исполняемых a cappella); • развитие музыкальной грамотности, накопление разнопланового песенного репертуара концертного уровня; • овладение игрой на простейших шумовых народных музыкальных инструментах; • развитие артистизма и эмоциональной выразительности через ознакомление с многообразием жанров народных песен; • снятие эмоциональных зажимов и раскрепощение, наработка сценического опыта, развитие творческой индивидуальности; • ознакомление с народными обычаями и приметами, участие в постановках народных праздников и обрядов, расширение кругозора; • получение опыта коллективного сотрудничества как с ровесниками, так и с ребятами разных возрастных групп; • эстетическое и нравственное воспитание подрастающего поколения; • воспитание бережного и уважительного отношения к музыкальному и историческому наследию своего народа, толерантного отношения к культуре других народов. 


Автор(ы): литова Анна Витальевна
Приложения: