Организация внеурочной деятельности с формированием
межкультурной компетенции на базе основной школы

Левина Надежда Игоревна

При реализации внеурочной деятельности по предмету «Иностранный язык» учебно-методический комплекс отвечает за содержательную составляющую образовательной программы, которая определяет тематику с учетом возрастных особенностей обучающихся. Курс «Английский язык» уровня «Intermediate» может быть рассчитан на учеников седьмого, восьмого, девятого или даже десятого класса. Образовательная программа внеурочных занятий, разработанная на базе такого образовательного комплекса для школьников разного возраста, будет тематически разнообразной.

Цель программы: практическое применение методов и приемов формирования межкультурной компетенции учащихся основной школы на основе аутентичного материала во внеурочной деятельности по иностранному языку.

 Программа представляет собой отдельные разработки занятий по внеурочной деятельности, включающих совокупность организационных форм, нацеленных на достижение результатов. Темы занятий были ориентированы на соответствуют возрастным особенностям учащихся. Занятие по одной из вышеуказанных тем представляет собой совокупность форм организации внеурочной деятельности в рамках выбранного направления, оно рассчитано на 60 минут. Результатом обучения является развитие межкультурной компетенции учащихся. Рассмотрим занятия в соответствии с поурочно-тематическим планированием программы.

1.    Travel: Sherlock’s London.

Ученикам предлагается в парах заполнить таблицу с графами «Know, Want to see, Seen» про достопримечательности, связанные с Шерлок Холмсом. Учащимся предлагается посмотреть небольшой видео-сюжет о достопримечательностях Лондона, связанных с Шерлок Холмсом и заполнить графу «Want to see», выполнить задание на верные/ложные утверждения. Далее учащиеся работают с QR кодом на рабочем листе (Приложение, рис. 1), с помощью него они перемещаются на сайт с виртуальной экскурсией и выбирают одну из достопримечательностей, пересказывая затем основную информацию о ней своему партнеру.

На последнем этапе ученики в группах, готовясь к поездке в Лондон, составляют маршрут экскурсии по 5 достопримечательностям, используя карту и сайт, выбирают транспорт, тип размещения и сами достопримечательности (Приложение, рис. 2). Группы представляют и оценивают проекты.

2.    Personality: Her Majesty.

Проводится небольшая викторина, посвященная фактам о королеве Великобритании. Учащимся предлагается ознакомиться с видео, посвященным королеве Елизавете II и празднованию ее 94 дня рождения 21 апреля. Затем в парах обыгрывается ролевая игра на заданную тему.

Imagine you are a queen/king in your country.

What would you do?How would you celebrate your birthday?

Who would you invite to your wedding?

What traditions would there be?

Prepare a one minute speech about it.

Индивидуально каждым учащимся пишется письмо делового характера с поздравлением Ее Величеству. При этом, учащиеся в дополнение читают небольшие заметки о правилах написания делового письма. Так, задание становится для них более осмысленным и практико-ориентированным.

3.    The arts: Online museums.

На этом уроке учащиеся узнают больше об онлайн-музеях и о том, как они функционировали в  условиях COVID-19. Они также развивают свои навыки аудирования и чтения, практикуются в разговорной речи для беглости. Класс делится на две группы для дебатов по теме «Плюсы и минусы онлайн-музеев»

4.    Nations: The Americans and Britons.

Хотя и США, и Великобритания являются англоязычными странами, между ними существует множество культурных и языковых различий. Занятие на развитие навыков аудирования и говорения. Учащимся предлагается пройти тест, какая культура им ближе. После просмотра видео в группах обсуждают культурные, поведенческие и бытовые отличия: открывание окон, ожидание в очереди, покупка в супермаркете, этикет, использование никнеймов, особое внимание уделяется разнице между мальчиками. Разбираются также языковые различия, данные заносятся в таблицу (Приложение, рис. 3):

Затем разыгрываются ситуации в ролевой игре, где необходимо использовать знание культурных и языковых различий американской и британской культур (Приложение, рис. 4).

5.    History: Remembrance day

На самом деле есть несколько дат, которые отмечаются чествованием людей, их храбрости и вклада в развитие наций. Один из них - День памяти. Урок на развитие навыков чтения и аудирования. Ученикам предлагается текст о Дне памяти в разных странах, а также видео об истории символа Дня памяти в английской культуре (Приложение, рис. 5).

Затем предлагается написание эссе:

Write a composition/article comparing Victory Day and Remembrance Day (150-200 words)

Use words and phrases from Task 4

Express your opinion about the topic, write about the importance of such days and purpose.

6.    Christmas presents

На этом праздничном уроке, посвященном духу, ценностям и традициям Рождества, учащимся предложено рассуждать о том, не стало ли Рождество в наши дни слишком коммерциализированным и практиковать выражение признательности за рождественские подарки. Ученики будут развивать все четыре навыка: чтение, письмо, аудирование и разговорную речь. На первом этапе будет викторина и традициях Рождества в разных странах. В процессе просмотра видео ученики познакомятся с различиями американской и британской рождественских культур (Приложение, рис. 6).

Используя сайт MyAdvent они в парах составят собственный адвент-календарь.


Автор(ы): Левина Надежда Игоревна
Приложения:
6846a46b72e4e_Приложения.docx