Стратегии логопедической работы с родителями:
поддержка, сопровождение, руководство

Алферова Наталия Валерьевна

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.

Я. А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию,

И. Г. Песталоцци — руководство для матерей.

К. Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно он выделил и обосновал

принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь в семье закладываются основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные в образовательном учреждении (в частности, логопеда). Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования.

Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков.

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Основные задачи в работе с родителями:

−        устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

−        объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

−        создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

−        повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

−        оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

−        обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями должна строиться по следующим направлениям:

 

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

−      знакомство с результатами психо-лого-педагогического, логопедичес-кого обследования;

−      знакомство с возрастными особен-ностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;

−      знакомство с методами коррек-ционно-развивающего воздействия.

−            привлечение родителей к актив-ному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

−            обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;

−            формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

 

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

v  Непрерывная связь с родителями можно осуществлять с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

 

Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

Остановимся на некоторых из них:

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В библиотеке кабинета есть все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Одним из видов информационных средств являются тематические выставки, которые приносят большую пользу в коррекционной работе с детьми. Тематика выставок различна. Она предусматривается в годовом перспективном плане логопедической работы.

Так, были запланированы и оформлены следующие тематические выставки: «Осень», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные и их детеныши», «С Новым годом!», «Зимушка-зима», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Весна», «Улица города», «Москва – столица нашей Родины», «Скоро в школу!», «Здравствуй, лето!».

Тематические выставки помогают родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации речи, а, следовательно, и знаний детей об окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.

В оформлении выставок принимают участие педагоги группы и родители. Текст тематических выставок сопровождается красочными иллюстрациями или фотографиями в соответствии с содержанием темы выставки. Такая выставка привлекает родителей своим эстетическим оформлением. Опыт показывает, что для родителей, которые часто спешат, этого еще недостаточно. Зная возможности каждого из родителей, педагоги делали записи в индивидуальных логопедических тетрадях детей, обращая их внимание на тот или иной материал тематической выставки.

В своей работе многие логопеды используют такую форму работы с родителями, как открытые занятия. Такая форма работы позволяет родителям видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений и игр.

Помимо коллективных форм нами используются и индивидуальные.

Домашние рекомендации. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранные логопедом задания на закрепление полученных навыков дома. Мной составлены карточки на развитие и закрепление фонематических процессов. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители должны быть уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.

 


Автор(ы): Алферова Наталия Валерьевна
Приложения: