Формирование читательской грамотности у учащихся младшей школы
Макайда Анастасия Викторовна
В данной работе рассматриваются актуальные аспекты формирования читательской грамотности учащихся начальной школы. Основная цель исследования заключается в развитии у младших школьников навыков осознанного чтения и формировании компетенций грамотного читателя, способного использовать чтение как инструмент самообразования.
В теоретической части анализируется значимость читательской грамотности в становлении личности младшего школьника. Практическая часть посвящена описанию современных образовательных технологий и методических приемов, наиболее эффективных для развития читательских навыков.
Исследование демонстрирует, что успешное формирование читательской грамотности требует комплексного подхода, включающего урочную и внеурочную деятельность, а также активное взаимодействие с родителями. Автор подчеркивает необходимость использования разнообразных методов работы с текстом и расширения кругозора учащихся через знакомство с различными жанрами литературы.
Основная часть
В современном образовании чтение занимает особое место как важнейший инструмент развития личности. Однако в последние годы наблюдается тревожная тенденция снижения читательской активности среди детей и подростков. Современные школьники все чаще отдают предпочтение цифровым развлечениям, что приводит к снижению интереса к книге и чтению.
Читательская грамотность представляет собой комплекс умений, позволяющих понимать, анализировать и использовать письменные тексты для достижения личных и образовательных целей. В начальной школе основным инструментом формирования этих навыков является урок литературного чтения.
В практике работы с младшими школьниками успешно применяются следующие образовательные технологии:
Технология критического мышления включает методы «чтение с остановками», работу с вопросниками, составление интеллект-карт, «знаю-узнал-хочу узнать»
Проблемное обучение реализуется через создание поисковых ситуаций, работу с ребусами, логическими задачами
Проектная деятельность способствует развитию самостоятельного мышления и творческих способностей
Игровые технологии делают процесс обучения более увлекательным через использование мим-театра, дидактических игр, творческих заданий
Информационно-коммуникационные технологии помогают развивать навыки работы с различными источниками информации
Важную роль в формировании читательской культуры играет внеурочная деятельность. Она включает работу кружков, проведение литературных праздников, викторин, создание творческих проектов. Особое значение имеет взаимодействие с родителями, которые совместно с детьми ведут читательские дневники и участвуют в творческих проектах.
Таким образом, комплексный подход к формированию читательской грамотности, сочетающий различные образовательные технологии и формы работы, позволяет эффективно развивать у младших школьников навыки осознанного чтения и устойчивый интерес к книге. Нужно помнить, что любовь к книгам не возникает на пустом месте, а идет именно из семьи. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников. Мы организовали родителей и детей вести с первого класса «Читательский дневник». В конце каждого года ребята делают мини-проекты (обобщают и представляют накопленный материал в виде различных творческих работ – серий иллюстраций, книжек – раскладушек, мультимедийных работ).
Необходимо задействовать любой ресурс для развития читательской грамотности как структурного звена функциональной грамотности, т.к. все исследователи едины в одном: чтение есть и будет основным средством обучения, инструментом познания окружающего мира.
Все вышеперечисленные методики, кропотливая, но интересная работа по их материалам, позволяет надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской грамотности успешно реализуется в нашем образовательном учреждении.
Автор(ы): Макайда Анастасия Викторовна
Приложения: