Графы в олимпиадных задачах и задачах по теории вероятностей
Селезнева Светлана Юрьевна
Основные понятия теории графов
Граф — это набор вершин (точек), соединённых рёбрами (линиями). Вершины могут представлять объекты, а рёбра — связи между ними. Например, города и дороги, люди и их знакомства, компьютеры в сети. umschool.net +2
Виды графов:
· Неориентированный граф — рёбра не имеют направления, по ним можно двигаться в обе стороны.
· Ориентированный граф (орграф) — рёбра имеют направление (дуги), движение возможно только в указанном направлении.
· Взвешенный граф — рёбрам присвоены веса (числа), которые могут означать расстояние, стоимость и т. д..
· Полный граф — каждая вершина соединена с каждой другой вершиной. habr.com +1
· Дерево — связный граф без циклов, где между любыми двумя вершинами есть единственный путь.
Ключевые термины:
· Степень вершины — количество рёбер, инцидентных вершине. Петля увеличивает степень на 2.
· Путь — последовательность рёбер, соединяющих вершины.
· Цикл — путь, начинающийся и заканчивающийся в одной вершине.
· Связный граф — граф, в котором есть путь между любыми двумя вершинами.
См рисунки в приложении
Применение теории графов в олимпиадных задачах
Графы помогают решать задачи на:
· Поиск кратчайших путей (алгоритм Дейкстры).
· Нахождение гамильтонова цикла (цикл, проходящий через все вершины по одному разу).
· Определение минимального разреза или остовного дерева.
· Анализ связей и отношений (например, в задачах на знакомства или турниры).
Пример задачи: В стране 15 городов, некоторые из них соединены авиалиниями. Известно, что даже если любая из авиакомпаний прекратит полёты, можно будет добраться из любого города в любой другой, пользуясь рейсами оставшихся двух компаний. Какое наименьшее количество авиалиний может быть в стране?
Решение таких задач часто требует построения графа и анализа его свойств, например, связности или количества рёбер.
Теория графов в теории вероятностей
В теории вероятностей графы используются для:
· Построения деревьев вероятностей — ориентированных графов, где вершины представляют события, а рёбра — их исходы с указанием вероятностей.
· Анализа случайных процессов — например, распространения информации, эпидемий или поведения сложных систем.
· Моделирования сетевых взаимодействий в социальных сетях, транспортных системах и других областях.
Правило вычисления вероятности по размеченному графу:
1. Вероятность попадания в конечную вершину равна произведению вероятностей на рёбрах соответствующего маршрута.
2. Если событие благоприятствует нескольким исходам, вероятности соответствующих вершин складываются.
Пример: Ковбой видит на стене муху, наудачу хватает первый попавшийся револьвер и стреляет. Найдите вероятность того, что он промахнётся.
Решение: строим вероятностный граф, где вершины — выбор револьвера и исход выстрела, а рёбра — соответствующие вероятности. Затем вычисляем искомую вероятность, перемножая и складывая значения.
Советы для решения задач
· Визуализируйте задачу — нарисуйте граф, чтобы наглядно представить связи и объекты.
· Используйте алгоритмы — например, обход в ширину или глубину для анализа структуры графа.
· Применяйте лемму о рукопожатиях — в любом графе количество вершин нечётной степени чётно.
· Для вероятностных задач стройте деревья вероятностей и последовательно вычисляйте искомые значения.
Теория графов — мощный инструмент, который помогает решать сложные задачи, упрощая их понимание через визуальные модели. Практика и анализ различных примеров помогут освоить этот метод.
Автор(ы): Селезнева Светлана Юрьевна
Приложения:
693433424730e_для_сайта.docx