Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое музыкальный ритм?

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Чувство ритма одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Формирование чувства ритма важнейшая задача педагога.

Ритм в музыке категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих

нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более

легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Если чувство ритма несовершенно у ребёнка слаба, развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами .

Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.

На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. Согласно

Карлу Орфу, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических упражнений, музыкальных игр. Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Поэтому сейчас предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей и немного подвигаться вместе со мной!

Хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.


Автор(ы): Левартовская Алена Владимировна
Приложения: