Особенности формирования разновозрастной команды
для мероприятий различного уровня
Кругликов Валерий Вячеславович
Учитывая имеющийся опыт работы, я для себя определил несколько важных правил, которым нужно следовать при создании творческой группы учащихся, особенно если ребята разного возраста. Это не просто набор рекомендаций, а настоящая дорожная карта, которая поможет избежать множества проблем и конфликтов в будущем.
Первое, что стоит учесть, — это комплектация команды. Этот процесс должен быть тщательно продуман, ведь от него зависит социальная атмосфера и взаимодействие в коллективе. На начальном этапе, когда идет отбор участников, важно избегать ошибок, которые могут привести не только к провалу проекта, но и к конфликтам внутри команды.
Во-первых, необходимо избавиться от соревновательного момента внутри коллектива. Создание общей цели, которую можно достичь только совместными усилиями, — это ключ к успешному взаимодействию. Общая цель объединяет ребят и стимулирует их к равноправному взаимодействию. Это может быть, например, создание проекта, который будет интересен всем участникам. Когда у каждого есть своя роль в достижении общей цели, это создает чувство принадлежности и ответственности.
Во-вторых, эффективность взаимодействия в коллективе напрямую связана с увлеченностью его участников. Здесь важна роль педагога, который формирует рабочую группу. Он должен зажечь участников проекта, подать идею в наиболее привлекательном свете, чтобы каждый почувствовал свою значимость и важность в команде. Педагог может использовать различные методы мотивации, такие как совместные обсуждения, мозговые штурмы и творческие задания, чтобы вовлечь всех участников.
В-третьих, нужно учитывать, что в команде могут быть ребята разного возраста. Это значит, что уровень знаний, приоритеты и социальное взаимодействие у них будут различаться. Не понимая этого, мы рискуем создать группу, которая не будет мотивирована на общий результат. Поэтому для каждой возрастной группы необходимо отдельно разрабатывать мотивацию и подбирать задачи, которые они будут выполнять внутри коллектива. Например, старшие участники могут взять на себя роль наставников, а младшие — вносить свежие идеи и креативные решения.
Важно помнить, что формирование группы — это не разовый процесс, а постоянная работа, которая продолжается в ходе командной деятельности и соревнований с другими командами. Мы можем организовать группу, отобранную педагогом по их знаниям и навыкам, или же сформировать команду на основе дружбы самих ребят. Однако у каждого из этих способов есть свои недостатки.
При административном формировании группы мы можем столкнуться с отсутствием мотивации у участников, что приведет к враждебности и конфликтам. С другой стороны, команда, сформированная на основе дружбы, может быть дружной, но неэффективной в соревнованиях.
Вот несколько правил, которым мне пришлось следовать в процессе создания таких команд:
1. Проектная группа формируется из ребят, не конфликтующих между собой. Основу группы составляют учащиеся, уже имеющие опыт положительного общения. Это позволяет избежать ненужных трений и сосредоточиться на работе.
2. При создании разновозрастной команды разница в возрасте должна быть не более 3-4 лет. Такие ребята смогут работать вместе, обмениваясь опытом и развиваясь через взаимообучение. Это создает уникальную атмосферу, где каждый может учиться у другого.
3. В команде не должно быть двух лидеров. Если избежать этого невозможно, каждому из них следует предоставить отдельный участок проекта, который будет связан с общими целями. Это поможет избежать конфликтов и даст возможность каждому проявить свои лидерские качества.
Формируя команду, мы не должны забывать о воспитательном и образовательном моменте. Мы учим учащихся грамотно планировать и распределять совместную деятельность. Ребята должны понимать, что для достижения цели необходимо находить общий язык, идти на компромисс и поддерживать друг друга, создавая положительный климат в коллективе.
Давайте вместе создавать команды, которые будут не только успешными, но и дружными! Это не просто работа, это возможность для каждого из нас расти и развиваться в команде, где царит поддержка и взаимопонимание.
Автор(ы): Кругликов Валерий Вячеславович
Приложения: