Психологическая готовность
Самиева Анастасия Александровна;
Лебедева Анжела Сергеевна
В последние годы в школе существенно увеличиваются требования, предъявляемые к учащимся, сложность учебных материалов, информационная насыщенность. Обозначилась явная тенденция усиления внимания к образовательной стороне; подготовка к школе приобретает выраженную когнитивную направленность. Обращает на себя внимание тот факт, что устанавливается приоритет «тренировочных» программ по подготовке ребенка к школе. По существу цель предшкольной подготовки детей к школе сводится к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, содержание которых связывается с ранним обучением счету, чтению, письму без учета самоценности этого периода жизни .
За основу готовности детей к школе в группе предшкольной подготовки главным образом во внимание принимаются показатели психологической готовности. При этом они представляются как совокупность отдельных личностных качеств детей и рассматриваются независимо от психофизиологического развития ребенка.
Из множества критериев готовности дошкольников к обучению исследователи отмечают здоровье и считают, что их успешность в школе в значительной степени определяется уровнем его состояния. Показатели здоровья, уровни развития физических качеств и подготовленности детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о тревожной отрицательной тенденции. По данным статистики к моменту поступления в школу отмечается рост хронических заболеваний у детей, при этом их частота и выраженность интенсивно. Придавая большое значение физическому воспитанию детей, исследователи рассматривают здоровье в тесной взаимосвязи с нравственным здоровьем и интеллектуальными способностями. Такие авторы как Зайцева Н.В., Кенеман А.В., Козлова С.А. м др. считают, что от того, насколько физически развит, здоров и закален ребенок, зависит его успех в школе.
Целесообразным представляется корректировка предпосылок организации системы дошкольного образования в отношении обеспечения комплексной готовности детей к обучению в школе как залога успешного обучения. Несмотря на постановку проблемы, она недостаточно проработана в научном и прикладном плане, не принята общая стратегия формирования комплексной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Впервые, понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» в отечественной психологии было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Понятие «психологическая готовность» автор сводил к основному показателю, а именно к управляемому поведению, которое не просто закреплено в навыке, а сознательно контролируется [4, с.86].
Л.И. Божович «психологическую готовность» представляет как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Л.И. Божович выделила несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на школьное обучение.
1.Определенный уровень мотивационного развития, включая познавательные и социальные мотивы учения;
2. Достаточное развитие произвольного поведения;
3.Определенный уровень интеллектуальной сферы, в которую входит сформированность операций мышления, произвольность памяти и внимания.
Автор(ы): Самиева Анастасия Александровна, Лебедева Анжела Сергеевна
Приложения:
67f1469aa28a1_Психологическая_готовность_к_школе.docx