Конспект совместной образовательной деятельности педагога
с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по теме
Посуда. Поможем бабушке Федоре вернуть посуду
Сафонова Наталья Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №70
Невского района Санкт-Петербурга
Цель: Закрепление представлений детей о посуде, её многообразии и назначении.
Задачи:
Образовательные:
· Систематизировать и обобщать знания детей о посуде, её назначении
· Формировать понятия: кухонная, столовая, чайная
· Активировать словарь по теме «Посуда»
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к посуде
· Воспитывать коммуникативные качества
· Воспитывать умение доводить начатое до конца
· Воспитывать чувства сопереживания, уважения к старшим
· Воспитывать заботу о близких и желании помочь
Коррекционно-развивающие:
· Развивать связную речь
· Формировать навыки словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
· Активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов)
· Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением
Материалы и оборудование:
Конверты с разрезными картинками (предметы посуды), набор детской посуды (кухонная, столовая, чайная), конверт с письмом, клубочек, поднос, волшебный мешочек, «Чудо-дерево»
Предварительная работа:
· Рассматривание посуды во время приема пищи, дежурство…
· Экскурсия в пищеблок детского сада
· Чтение произведений К.И. Чуковского «Федорино горе», «Чудо-дерево»
· Отгадывание и разучивание загадок и стихов о посуде
· Д/и: «Скажи наоборот», «Скажи ласково», «Четвертый лишний»
· С/р игра: «Магазин посуды»
Содержание совместной деятельности
I. Оргмомент
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите сколько к нам сегодня пришло гостей; давайте с ними поздороваемся. А сейчас крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся, и подарим улыбку гостям.
II. Создание мотивационного поля, проблемной ситуации
Воспитатель: Сегодня утром я получила необычное письмо. Хотите узнать от кого оно?
(Ответы детей)
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте дети. Пишет вам бабушка Федора. У меня большое горе. Утром встала, что за чудо, вдруг исчезла вся посуда. От чего и почему ну никак я не пойму? Что же делать, как мне быть? Чем мне есть и в чем варить?
Вы ребята приходите мне посуду отыщите и советом помогите»
Далее педагог выстраивает вопросы к детям добиваясь от них связного высказывания.
Воспитатель:
Ребята, кто-то из вас знает эту бабушку?
Из какой сказки Федора?
Кто написал эту сказку?
Как вы думаете, почему от Федоры убежала вся посуда?
(Ответы детей)
Воспитатель: Поможем ребята бабушке Федоре вернуть сбежавшую посуду?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а чтобы помочь бабушке Федоре нам нужно попасть в сказку, вы готовы?
(Ответы детей)
Дети соглашаются помочь и отправляются в сказку на поиски посуды
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный клубочек, он нам поможет попасть в сказку и найти посуду. Возьмем с собой вот этот красивый поднос, на него будем ставить посуду, которую найдем.
Дети по очереди передают клубочек друг другу по кругу и говорят волшебные слова: «Раз, два, три, клубочек волшебный в сказку нас проведи»
(Звучит музыка. Дети идут друг за другом, впереди воспитатель с клубочком и подносом.)
Воспитатель: Вот мы с вами и в сказке. Ребята, посмотрите куда нас привел клубочек, сколько здесь различных предметов.
(Дети перечисляют, что они видят)
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами ищем?
(Дети: «посуду»)
Воспитатель: Давайте отыщем посуду среди других предметов. Пусть каждый из вас найдет среди этих предметов один предмет посуды, назовет его и скажет для чего он нужен и поставит его на красивый поднос
III. Игра «Найди посуду»
Каждый ребенок находит один предмет посуды, называет его и говорит для чего он нужен.
(Например: «Я нашел чашку. Мы из нее пьем»)
Воспитатель: Молодцы ребята, но мы с вами нашли не всю посуду, пойдем дальше искать.
Воспитатель с детьми: «И мы побежали лесочком (бег на месте), поскакали по пням и по кочкам (прыжки на двух ногах)
Воспитатель: Ребята, я вижу впереди какие-то осколки. Как вы думаете, это чьи осколки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Когда посуда убегала от бабушки Федоры, некоторая посуда разбилась, раскололась на мелкие кусочки. Нам придется ее собрать.
IV. Д/и «Собери картинку»
Воспитатель: Для этого мы с вами разделимся на пары (с помощью волшебного мешочка дети достают один предмет посуды и находят себе пару)
На столах лежат конверты с разрезными картинками. Дети подходят к столам, берут конверты в которых лежат разрезные картинки и собирают.
Воспитатель: А теперь расскажите, что у вас получилось? Что мы с вами делали?
(Ответы детей, например: «Я собрал чайник», «Собирали посуду по частям, по кусочкам»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в сказке происходят чудеса? Давайте мы с вами оживим наши картинки с изображением посуды, которую мы собрали из частей.
Дети произносят волшебные слова: «Два раза топни, три раза хлопни, вокруг себя обернись, посуда на картинках оживи»
Воспитатель: Да вы ребята просто настоящие волшебники. Какие вы молодцы. Давайте отнесем нашу посуду на поднос.
(Дети относят посуду на поднос)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, а почему посуда убежала от бабушки Федоры?
Дети: «Она ее не мыла»
Воспитатель: А давайте бабушке Федоре покажем как надо мыть посуду.
V. Физминутка «Мы посуду перемыли»
Раз, два, три, четыре (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник (надули животики, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
Чашки (присели, одна рука на поясе)
Ложки (потянулись, руки вверх сомкнув над головой)
Блюдца (кружатся)
И большую поварешку (делают большой круг)
Ничего мы не сломали (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладонь)
Так Федоре помогали.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь нам пора дальше идти искать посуду.
Давайте пойдем на носочках, чтобы не распугать посуду.
Появляется «Чудо-дерево», на котором «растет» игрушечная посуда.
Воспитатель: Ребята, это что за дерево?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Чудо-дерево растет,
Не листочки на нем
Не цветочки на нем,
А ложки да чашки,
Поварешки на нем.
Воспитатель: Ребята, что вы видите на этом дереве?
(Дети перечисляют предметы посуды)
Воспитатель: А как одним словом можно назвать эти предметы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы обиженная посуда простила бабушку Федору и вернулась обратно, давайте назовем ее ласково. Бабушка Федора тоже узнает ласковые слова, которыми можно называть посуду.
VI. Д/и «Назови ласково»
Каждый ребенок снимает по одному предмету посуды, называет его ласково и ставит на поднос.
Воспитатель: Какие же вы у меня молодцы, справились. Ребята, что-то клубочек наш заскучал, давайте с ним поиграем и расскажем ему что было, а что стало.
VII. Д/и «Что было, а что стало»
Воспитатель бросает клубочек каждому ребенку по очереди, говорит предложение, ребенок возвращает клубочек и заканчивает предложение.
Федора была неряха, а стала – ЧИСТЮЛЯ,
Чашка была грязная, а стала – ЧИСТАЯ,
Блюдце было разбитое, а стало – ЦЕЛОЕ,
Посуда была грустная, а стала – ВЕСЕЛАЯ,
Федора посуду обижала, а теперь – БЕРЕЖЕТ,
Жить посуде у Федоры было плохо, а теперь – ХОРОШО.
VIII. Закрепление знаний по теме. Упражнение на классификацию.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш красивый поднос, сколько красивой посуды мы с вами нашли, но посуда вся перепуталась, давайте расставим ее по своим местам. Поможем бабушке Федоре разобраться с посудой и навести порядок. Давайте вспомним, какая бывает посуда, и как ее используют.
Посуда, в которой готовят пищу и с помощью которой мы готовим.
(Дети: «кухонная»)
Посуда – которую мы используем во время еды
(Дети: «столовая»)
Посуда – для чаепития
(Дети: «чайная»)
Воспитатель: Ребята, нам нужно с вами разделиться на три пары
(Дети делятся на пары с помощью волшебного мешочка; вытаскивают картинку с изображением или самовара, или стола, или плиты)
Первая пара, которая вытащила картинку с изображением самовара накрывает стол к чаю, выбирает предметы чайной посуды.
Вторая пара, которая вытащила картинку с изображением стола накрывает стол к обеду, выбирает столовую посуду.
Третья пара, которая вытащила картинку с изображением газовой плиты ставит на стол кухонную посуду.
Дети выполняют задание, потом дети с воспитателем проверяют правильность выполнения этого задания.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, справились с этим сложным заданием. Мы с вами не только нашли посуду для бабушки Федоры, но еще ее помыли, склеили, показали бабушке Федоре как надо ласково называть посудку, навели порядок, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Дети встают в круг, передают клубочек по кругу друг другу и говорят волшебные слова: «Раз, два, три, клубочек волшебный в детский садик нас верни»
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, скажите, где мы сегодня с вами побывали? Кому помогали? Для чего нам нужна посуда? Почему посуда сбежала от бабушки Федоры? Как нужно ухаживать за посудой, чтобы она не убежала?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня большие молодцы, помогли бабушке Федоре, научили ее как надо обращаться с посудой, выполнили много разных заданий. У меня на подносе лежат разноцветные тарелочки (красные, желтые, зеленые)
Если вам сегодня было весело, интересно, вы со всем справились, то выбирайте тарелочку ЗЕЛЕНОГО цвета.
Если вам понравилось, но не все у вас получилось легко, вызвало затруднение – тарелочку ЖЕЛТОГО цвета.
Если вам сегодня было грустно и не интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий – выбирайте тарелочку КРАСНОГО цвета.
Дети оценивают себя, выбирают цветные тарелочки и вешают их на «Чудо-дерево»
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами себе похлопаем, вы большие молодцы, я очень вами горжусь. Посмотрите на наше «Дерево – Гордости» За ваши добрые дела и помощь бабушка Федора передала вам вот эти шоколадные медальки. Давайте с вами попрощаемся с нашими гостями и пойдем отдыхать.
Автор(ы): Сафонова Наталья Владимировна
Приложения: