Кризис трёх лет
Кучакшоева Гулдаста Азимшоевна,
воспитатель ГБДОУ Детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
В жизни почти каждого ребёнка бывает момент, когда он вдруг превращается из розовощекого, очаровательного карапуза с пухлыми ручками и ножками в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трёх лет.
Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребёнку, этот переходный период может пройти достаточно гладко и безболезненно. А в том случае, когда между родителями и ребёнком и до того были тёплые, дружеские отношения, а в семье царила доброжелательная атмосфера, родители даже удивятся, если им кто-то скажет, что их ребёнок находится на сложном этапе развития.
Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребёнком уже не актуальны на новом возрастном этапе, ребёнок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького упрямица, который видит свою главную задачу в том, чтобы противоречить окружающим и капризничать.
Негативизм. Многие родители жалуются на своих детей, которые вдруг стали делать все наперекор взрослому: «Ребёнок отказывается сделать то, что мы его просим, хотя всего две минуты назад он собрался сам заниматься этим. Он поступает вопреки своему аффективному желанию».
В данном случае мы имеем дело не с негативизмом, а с непослушанием. Малыш противится не конкретно маме и её просьбе, а именно содержанию просьбы. Негативизм же адресован непосредственно какому-либо человеку. И если ребёнку предложить на выбор другое занятие, более интересное для него в данный момент, и он согласится, то речь идёт не о негативизме, а о послушании.
Бывает и так, что ребёнок отказывается выполнять просьбы только определенного человека: только мамы, только дедушки или только одного из воспитателей в детском саду. Главное для него - сделать не так, как просит именно этот взрослый. С остальными же окружающими его людьми он может быть послушным и покладистым. В этом случае взрослому, вызывающе у ребёнка вспышки негативизма, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом. Быть может, он слишком требователен к ребёнку, слишком строг с ним или непоследователен в своих поступках.
При резком проявлении ребёнком негативизма общение с ним может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание взрослого ребёнок отвечает наперекор: «Ешь суп!», - «Не буду!», «Пойдём гулять» - «Не пойду» и т, д.
Иногда взрослый, сам того не желая, может провоцировать вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия с ребёнком.
Упрямство. Ещё одной чертой, характерной для ребёнка в период кризиса трех лет, является упрямство. Многие родители отмечают эту особенность и спрашивают, как перебороть малыша в этом случае.
Если ребёнок упрямится, он будет долго настаивать на чем – либо только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсё не потому, что ему очень этого хочется.
Бабушка просит трёхлетнего Алёшу съесть бутерброд. Алёша, играющий в это время в конструктор, отказывается. Бабушка просит его снова и снова, принимается уговаривать. Алёша не соглашается. Бабушка подходит к нему через сорок минут и опять предлагает съесть бутерброд. Алёша, который проголодался и не прочь съесть предлагаемый бутерброд, грубо отвечает: «Сказал – не буду есть твой бутерброд! Бабушка, расстроившись и обидевшись, начинает отчитывать мальчика: «Так с бабушкой нельзя разговаривать.
Бабушка старше тебя в двадцать раз. Я лучше тебя знаю, что тебе надо есть».
Алёша опускает голову вниз. Бабушка же, увидев опущенную голову внука, думает, что она «победила», и уже благодушно спрашивает: «Ну что, Алёша, будешь есть бутерброд?» Алёша вместе ответа кидает на пол детали конструктора, топчет их ногами и кричит: «Не буду, не буду, не буду есть твой бутерброд!».
Взрослые, которые находятся рядом с ребёнком в такой момент, должны научить малыша, как можно поступить в этом случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно бабушка может «выиграть битву», заставив ребёнка сделать, то что она требует. Но лучше взрослому не вставать на позицию «кто кого». Это приведёт только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребёнка. Кроме того, ребёнок может усвоить манеру поведения взрослого и будет действовать подобным образом в дальнейшем.
Строптивость. Помимо негативизма у упрямства в период кризиса трёх лет детям может быть свойственна строптивость. Она в отличие от негативизма, направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребёнка до трёх лет. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.
Очень часто родители трёхлетних детей жалуются на то, что ребёнок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам придёт через дорогу. Причём, зачастую он не умеет этого делать, но тем не менее требует полной самостоятельности. Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребёнка, от семейных традиций, могут решить проблему разными способами: отвлечь ребёнка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые могут твёрдо запретить.
Обесценивание. Иногда ребёнок в период кризиса трёх лет часто ссорится со всеми в доме, находясь со всеми окружающими в состоянии войны. Случается, что именно в этом возрасте малышу свойственно обесценивание: в этом случае вдруг обесцениваются старые привязанности к вещам, к людям, к игрушкам.
Деспотизм. В семье с единственным ребёнком часто может проявляться сын или дочери. В этом случае малыш во что бы то ни стало хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения». Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.
Ревность. Если в семье несколько детей, этот же симптом можно назвать ревностью. Ребёнок вынужден делить власть над окружающими с братом или с сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется за власть изо всех сил. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся, пытаются подчинить себе соперника, показать, что один из них лучше, «главнее». Но бывает и так ребёнок, стремясь показаться хорошим в глазах родителей, на словах заявляет, что обожает брата или сестру. И родители совершенно уверены в этом. Однако на самом деле ребёнка раздирают внутренние противоречия, ему очень тяжело смириться с тем что у него есть соперник, претендующий, как и он сам, на любовь и внимание родителей.
Таким образом, во время кризиса трёх лет маленький забавный малыш вдруг превращается в неуправляемого, упрямого, деспотичного ребёнка. Взрослым трудно принимать и любить его таким, какой он есть, они часто стараются «переделать», перевоспитать его. Однако это далеко не всегда приносит положительные результаты. Ребёнок изменился, и взрослым тоже следует изменить своё отношение к нему, характер взаимодействия. Возрастает самостоятельность ребёнка – значит, необходимо увеличить степень свободы в действиях ребёнка. Ребёнок бунтует против прежних правил в семье – надо сделать эти правила более гибкими, приспособить их к новым потребностям малыша.
Кризис трёх лет (как, впрочём, и любой другой кризис) будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих в ребёнке, если родители во что бы то ни стало стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, который ребёнок уже перерос. В этом случае взрослые пытаются сдержать активность и самостоятельность малыша. Результатом же может стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты в семьи между мамой и папой, мамой и бабушкой, между ребёнком и взрослыми. Следствие же этого – отсутствие контакта, взаимопонимания между ними и возможные проблемы в период подросткового возраста ребёнка.
Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие с их ребёнком, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ним и чрезмерную опеку на партнёрское общение, если предоставляют ребёнку самостоятельность в разумных пределах, то в этом случае трудностей, перечисленных выше, может и не возникнуть, или эти трудности будут носить временный, преходящий характер.
Некоторые родители, узнав, что ребёнок трёх лет переживает кризис в своём развитии, удивляются и говорят, что не заметили ни одного из симптомов у своего малыша. Значит, взаимоотношения с ним в этот сложный период были достаточно гибкими и не противоречили новым потребностям ребёнка.
Автор(ы): Кучакшоева Гулдаста Азимшоевна
Приложения:
680513f33b0f6_Статья._Кризис_трех_лет.docx