Антибуллинг, как фактор физического, психического
и социального благополучия обучающихся
Реброва Евгения Алексеевна
Миссия проекта: создать безопасное школьное пространство и повысить качество образования путем внедрения в образовательных организациях антибуллинговую школьную политику.
Буллинг — это систематическое, целенаправленное агрессивное поведение, которое может проявляться в виде оскорблений, угроз, физического насилия, кибертравли или социальной изоляции. И последствия этого явления катастрофичны.
Статиститческие данные о буллинге в России:
- 27% школьников испытывали травлю
- 1 из 3 подростков подвергается кибербуллингу
- 40% жертв буллинга не рассказывают об этом взрослым
- В 2 раза чаще страдают от буллинга дети с особенностями развития
- 55% случаев буллинга происходит в средней школе (5–9 классы)
Влияние буллинга на здоровье несовершеннолетних — это серьезная проблема, которая затрагивает как физическое, так и психическое, социальное здоровье. Вот основные статистические данные, подтверждающие это влияние:
- Жертвы буллинга в 2–3 раза чаще страдают от депрессии и тревожных расстройств
- Подростки, подвергающиеся кибербуллингу, в 3,5 раза чаще сообщают о симптомах депрессии
- Жертвы буллинга от 2 до 9 раз чаще испытывают суицидальные мысли
- Подростки, подвергающиеся кибербуллингу, в 2,5 раза чаще совершают попытки самоубийства
- 30–40% жертв буллинга жалуются на головные боли, боли в животе, проблемы со сном и усталость.
- Хронический стресс, вызванный буллингом, может ослаблять иммунную систему, делая подростков более подверженными инфекционным заболеваниям.
- 20–25% жертв буллинга страдают от расстройств пищевого поведения, таких как анорексия или булимия
- Жертвы буллинга часто пропускают школу из-за страха или стресса, что приводит к снижению успеваемости
20–30% жертв буллинга имеют проблемы с учебой.
- Хронический стресс, вызванный буллингом, может увеличить риск сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и других проблем со здоровьем в будущем.
- Буллеры в 2–3 раза чаще употребляют алкоголь и наркотики по сравнению с подростками, не вовлеченными в травлю.
- Жертвы буллинга часто используют ПАВ как способ справиться с эмоциональной болью, стрессом и чувством изоляции.
Главный наш девиз: Дети не выбирали быть в классе, их распределили на группы взрослые для своего удобства. Значит, именно взрослые отвечают за обстановку в этих группах и за то, чтобы в них всем детям было безопасно и спокойно.
Мы попытались объединить причины в домены для понимания влияния каждой на возникновение факта травли. Стало понятно, что профилактика буллинга требует системного подхода и участия всех сторон: учеников, учителей, родителей и администрации. Травля будет, если все домены будут дисфункциональны:
Если Общество транслирует - «Агрессия – это норма, мир так устроен».
- Если вокруг никто не вмешивается в конфликты,
Если в Семье
- кричат, бьют, унижают, если родители поощряют агрессию,
- Если ребёнок чувствует себя неуверенно, его учат - нападение – лучший способ защиты. Если он не умеет выражать эмоции, если он не чувствует чужую боль
- Если в классе царит безнаказанность, а учителя закрывают глаза на травлю, в классе запрещено показывать слабость
Таким образом, если перестать восхищаться агрессией в обществе; показать семье, что можно решать конфликты по-другому; дать инструменты личности для выхода из роли агрессора или жертвы; поставить границы в классе, где травля не нормальна – можно жить без буллинга.
Антибулингова школьная среда — это и есть инструмент, который поможет сломать процесс возникновения буллинга путем создания безопасного, поддерживающего пространства
Ключевые аспекты антибуллинговой школьной среды: поддержка и понимание; образование и осведомленность; строгая политика против буллинга в школе; создание культурного разнообразия и инклюзии; вовлечение родителей и сообщества – создадут позитивное образовательное пространство
Алгоритм создания антибуллинговой школьной среды включает оценку ситуации, создание команды, разработку политики, которые поспособствуют организации образовательных мероприятий, вовлечет учащихся, создаст поддержку. Обязательный мониторинг поможет совершенствовать антибуллинговые мероприятия.
Мероприятия проекта помогли нам снизить уровень обращений к администрации по разрешению конфликтных ситуаций на 30 %, сформировали доверие родителей к администрации.
Считаем самым важным мероприятия по вовлечению учащихся в деятельность, где они смогут реализовать свои способности;
Организация наставничества, как образца поведения для подражания, неоценима в коррекции агрессивного поведения.
Автор(ы): Реброва Евгения Алексеевна
Приложения: