Игровое обучение младших школьников безопасности
дорожного движения на настольно-напольном макете
Евдокимова Наталия Андреевна,
методист центра по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
ГБОУ СОШ № 1 «образовательный центр» с. Сергиевск
структурное подразделение «Поиск»
Цель: Формирование навыков осознанного выбора безопасного маршрута.
Задачи: Отработать навыки безопасных действий на макете городской дорожной инфраструктуры.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах.
Воспитать ответственных, грамотных участников дорожного движения.
Игровое оборудование:
1.Настольно-напольный макет «Город»;
2. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «автобусная остановка», «светофор», «въезд запрещён», «стоянка запрещена», «осторожно дети», «главная дорога», «перекрёсток», «велосипедная дорожка», «подземный/надземный переход»;
3.Макеты зданий;
4.Макеты автобусных остановок;
5.Транспорт разных видов;
6.Деревья, фигуры людей.
Подготовка к игре.
Перед началом игры дети вместе со взрослыми должны внимательно ознакомиться с правилами игры, подготовить игровое поле: вдоль дорог на белые квадраты с буквой «А» расставить остановки. У входа в школу разместить 2 заборчика, дорожные знаки «Въезд запрещён», «стоянка запрещена». У каждого пешеходного перехода поставить знаки: «Пешеходный переход», «Светофор». У каждой остановки знак «Остановка». Вдоль дорог разместить знаки «Главная дорога», на перекрёстках – «Перекрёсток». На повороте с главной дороги к школе поставить знак «Осторожно дети».
Варианты различных игр с использованием макета
«На дорогах города»
Ход игры:
Педагог. Ребята, сегодня я хочу предложить вам поиграть в интересную игру.
Каждое утро мы покидаем наши дома и спешим: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад. Выходя из дома, мы почти сразу попадаем на улицу.
Педагог. Что же такое улица?
Дети: улица - это часть города на ней расположены дома, магазины, аптеки, школы, детские сады, музеи, тротуары, дороги, дворы.
Педагог: Вот такой настольный макет я предлагаю вам для игры.
Дети ставят фигурки людей.
Педагог. Ребята, а чего не хватает на проезжей части?
Дети. Машин, дорожных знаков, светофора.
Педагог. Молодцы, заметили.
Напомните мне, пожалуйста, а для чего на улице нужен светофор?
Ответы детей.
Педагог. Хорошо. Ваня кем ты хочешь играть? пешеходом или водителем. Замечательно, Ваня будет вот этим мальчиком – пешеходом.
(Рома выбирает фигурку мальчика на велосипеде, Арина – фигурку ученика, Матвей управляет грузовой машиной, Глеб управляет машиной скорой помощи).
Педагог. А я буду водителем автобуса.
Вот и оживает наш город.
Педагог. Рома, где ты будешь кататься на велосипеде?
Ответ ребёнка.
Педагог. Помни, только во дворе, по тротуару или в парке.
Педагог. Арина, а где ты будешь переходить дорогу, когда пойдёшь утром в школу?
Ответ ребенка. По пешеходному переходу.
Педагог просит ребенка рассказать подробно алгоритм действий на пешеходном переходе.
Педагог. Матвей, на какой сигнал светофора ты должен остановить машину?
Ответ ребёнка. На красный свет.
Глеб издаёт звуковой сигнал машины скорой помощи «Я спешу к больному!»
Автомобили прижимаются к правой стороне дороги и уступают путь.
Так же делает Матвей, управляющий грузовой машиной.
Педагог. Глеб, тебе можно проезжать и на красный сигнал светофора. Специальным машинам это разрешается.
Педагог. Мой автобус отправляется в путь. Арина поторопитесь на посадку, а то опоздаешь в школу.
Педагог просит подробно описать алгоритм действий при следовании от автобусной остановки к образовательному учреждению.
Вариант II
«Наша улица»
Ход игры. Первый вариант (для пешеходов).
С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.
Второй вариант (для водителей).
Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход» (информационно указательные).
Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуации.
Вариант III
«Улица города»
Ход игры
Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям: Какие дома на нашей улице?
Какое движение на нашей улице - одностороннее или двухстороннее?
Где должны ходить пешеходы?
Где должны ездить машины?
Что такое перекресток? Какой перекресток считается регулируемым, а какой нет?
Где и как нужно его переходить?
Что обозначает пешеходный переход?
Как регулируется движение на улице?
Какие сигналы светофора вы знаете?
Какие дорожные знаки есть на нашей улице?
Для чего они предназначены?
Для чего нужен пассажирский транспорт?
Где его ожидают?
Как надо вести себя в автобусе?
Можно ли играть на улице?
Далее педагог предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода.
Автор(ы): Евдокимова Наталия Андреевна
Приложения:
6819b33a397da_0scwNGs76sU.jpg