Роль группы продленного дня в становлении личности школьника
Левонтуева Светлана Владимировна
В современном обществе существует проблема качественного досуга детей младшего школьного возраста. С одной стороны есть большое количество центров развития ребенка, домов детского творчества, спортивных секций, а с другой – предпочтение школьниками компьютерных игр и просмотров видеороликов в социальных сетях в свободное время, отсутствие контроля занятости детей родителями. Это приводит к малоподвижному образу жизни, проблемам со здоровьем, социальной изоляции и сложностям в общении с родителями.
Для решения целей образования – воспитание и формирование всесторонне развитой личности – в современной школе созданы все условия. Для учащихся начальной школы, которые остаются после основных занятий в школе, организованы группы продленного дня. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, в ГПД организован определенный режим, который включает в себя час для самоподготовки, занятия по интересам в ОДОД (кружки различного направления), занятия, направленные на сохранение здоровья, прогулки и игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия.
Можно сказать, что нахождение ребенка дома более комфортно для него, и ребенок может сам организовывать свое свободное время, что он становится более самостоятельным и более ответственным. Но это не всегда так. В связи с особенностями развития ребенок младшего школьного возраста не должен быть предоставлен самому себе на достаточно долгое время, так как в силу недостаточной развитости волевых качеств, отвлекаемости, неспособности самостоятельно планировать свое время, досуг чаще всего проходит бесцельно, бесполезно. Младшие школьники еще не умеют оптимально использовать свободное время для своего физического и личностного развития. Характер младшего школьника имеет такие особенности как импульсивность, слабая волевая регуляция, склонность действовать необдуманно, эмоциональная неустойчивость. Школьник еще не умеет рационально распределять свое время, не привык преодолевать трудности для достижения цели.
Родители стараются в полной мере самостоятельно реализовать возрастные притязания своего ребенка. Для этого родители активно используют систему дополнительного образования в ДДТ, спортивных секциях и т.п. Но не всегда родители имеют возможность отвести ребенка на дополнительные занятия вне школы и значительную часть времени заняты на работе, поэтому они выбирают для своих детей посещение группы продленного дня после основных занятий. Родители убеждаются в том, что пребывание ребенка в школьной ГПД гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное), помогает процессу становления личности.
Одна из целей ГПД – это обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие школьников. Задача воспитателя ГПД заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать занятия и мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы. Занятия в ГПД способствуют также формированию системы положительного отношения другим людям, окружающему миру, к самому себе. Доброжелательная обстановка, внимательное отношение, помощь друг другу, взаимовыручка – необходимые условия для личностного развития учащегося, учебной, досуговой, оздоровительной деятельности, которые воспитатель создает в группе продленного дня для младших классов.
Соблюдение режима дня в ГПД помогает детям научиться эффективно распределять свое время, способствует снижению импульсивности, формирует ответственность, волевые качества. Обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе положительно влияют на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Учащиеся имеют возможность получить полноценное горячее питание: школьный обед, полдник. В школе предусмотрены значительные скидки для детей из многодетных и малообеспеченных семей. Дети, посещающие ГПД, быстро овладевают навыками самообслуживания. В ГПД организованы дежурства в классе, в столовой, на занятиях ОДОД, что способствует развитию этих навыков.
В начале учебного года обязательно вырабатываются совместно с детьми «Правила общения»: свободного, конструктивного, уважительного отношения друг к другу. Эти правила помогают в развитии нравственных качеств учащихся, в профилактике конфликтов, в формировании эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Тесное взаимодействие воспитателя ГПД и учителя позволяет глубже понять характер и интересы ребенка, найти подход к нему, который помогает ребенку лучше раскрыться и реализовать свой потенциал.
В обязанности воспитателя ГПД входит общение с родителями детей, посещающих ГПД, для корректировки поведения ребенка, для конкретных рекомендаций родителям по воспитанию ребенка, организации его досуга, интересов.
Воспитатель в ГПД организует свободное время детей: проводятся развивающие занятия, творческие мероприятия, тематические беседы, игры. В школе работают различные художественные кружки, спортивные секции, которые посещают дети ГПД. Большое значение в воспитании детей, расширении их кругозора являются игры. Игра является одним из источников умственного и речевого развития детей, развивает любознательность, коммуникативность.
В режиме ГПД выделено время для выполнения домашнего задания, что является обязательным условием посещения детьми ГПД. Воспитатель организует выполнение домашнего задания в отведенное время. При выполнении задания можно активно использовать взаимопомощь детей. Это развивает у них чувство значимости, взаимовыручки, дружелюбного отношения друг к другу.
Школа играет важную и значительную роль в становлении личности школьника. Особенно важна роль педагога в начальной школе. Педагог должен стремиться к тому, чтобы учащиеся выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и инициативными, думающими, творческими людьми.
Автор(ы): Левонтуева Светлана Владимировна
Приложения: