Анкета "Выявление агрессивности у подростка"
Терехова Ирина Юрьевна
Агре́ссия (от лат. aggressio – нападение, наступление), мотивированное деструктивное поведение, направленное на нанесение вреда объектам нападения (в том числе с целью вызвать отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. п.)
Подростковая агрессия - это агрессивное поведение по отношению к себе и окружающим, вызванная переходным (пубертатным) периодом у ребёнка. Эта агрессия проявляется в ответ на ту реальность, которая для подростка является неприемлемой. Почему же та реальность, которая была до подросткового возраста для ребёнка нормальной вдруг стала враждебной? Это объясняется феноменом "подросткового кризиса". Подростковый кризис характеризуется многими факторами, но один из ключевых из них это "чувство взрослости" (чувство ребёнка, когда он обретает самостоятельность в самовыражении и поведении сопровождающее отрицанием наставлений взрослых). Чувство взрослости можно сравнить с частым подростковым высказыванием - "Я и так знаю это! Не нужно меня учить!". Подросток, ко всему прочему, переживает сильные физические, физиологические, психофизиологические изменения, что очень сильно сказывается на нестабильной и реактивной психике. Меняются установки, мировоззрение, отношение к окружающим, восприятие. Такие изменения в психологическом мире подростка - это большой стресс для него. Поэтому при нестабильных и неблагоприятных условиях, при малейшем раздражении подросток реагирует агрессивными и, зачастую, разрушающими выпадами. Из этих условий и возникают различные виды подростковой агрессии.
№ | Утверждения | Да | Нет |
1. | Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен(а) | ||
2. | Когда кто-то причиняет мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же | ||
3. | Иногда мне без всякой причины хочется выругаться | ||
4. | Я не прочь подразнить животных | ||
5. | Переспорить меня трудно | ||
6. | Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мной подшучивает | ||
7. | Иногда у меня вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих | ||
8. | В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать всё наоборот | ||
9. | Часто не по возрасту ворчлив(а) | ||
10. | Люблю быть первым(ой), командовать, подчинять себе других | ||
11. | Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, желание найти виноватых | ||
12. | Легко ссорюсь, могу вступать в драку | ||
13. | Не считаюсь со сверстниками, не уступаю, не делюсь | ||
14. | Уверен (а), что любое задание выполню лучше всех |
Обработка результатов: положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл, отрицательный – 0.
Высокая степень агрессивности от 10 до 14 баллов.
Средняя степень агрессивности от 5 до 9 баллов.
Низкая степень агрессивности от 1 до 4 баллов.
Критерии агрессивности подростка
Подросток:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.
Советы родителям агрессивных подростков от социального педагога:
· Создать безопасную и поддерживающую среду дома. Важно обеспечить атмосферу доверия и открытого диалога, чтобы подросток чувствовал себя в безопасности и мог поделиться своими проблемами.
· Установить чёткие границы и правила. Нужно определить ясные ожидания от поведения ребёнка и применять последовательные карательные меры за нарушение правил.
· Обучать навыкам разрешения конфликтов. Подростки должны научиться разумно выражать свои чувства и находить мирные решения в конфликтных ситуациях. Можно развить эти навыки с помощью ролевых игр, обсуждения различных сценариев и поощрения компромисса.
· Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно, и поощрять его за это.
· Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Нельзя допускать при подростке вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах.
· Быть последовательным в наказаниях, наказывать за конкретные поступки. Наказания не должны унижать подростка.
· Привлекать подростка к положительно формирующим личность занятиям. Это могут быть чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, хобби и т. д.
Если агрессия носит серьёзный характер или угрожает безопасности самого подростка или окружающих, необходимо обратиться к психологу, психиатру или другому специалисту.
Автор(ы): Терехова Ирина Юрьевна
Приложения: