Игровые технологии на уроках в начальной школе
Мальцева Юлия Степановна,
читель начальных классов
МОБУ«СОШ «Муринский ЦО № 4»
Всеволожского района Ленинградской области
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся по изучению базового материала. То есть, если мы проведем урок с элементами игры, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учеников. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке, существует такое эффективное педагогическое средство, как занимательность.
Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся, независимо от их знаний, способностей и интересов. Использование на уроках различных дидактических игр, занимательных заданий вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание, воображение, память и мышление.
Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
При отборе дидактических игр на тот или иной урок я руководствуюсь не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли. Важно, чтобы в ходе игры ученики получали более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызывала понимание и интерес к реальной деятельности взрослых людей.
Практика показывает, что в игре ребята охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
Приведу примеры использования различных игр и занимательных заданий при обучении младших школьников на уроках математики.
Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и таблицы умножения можно использовать игру «Самый быстрый почтальон».
Ход игры: Учитель раздаёт 5 ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание (умножение или деление). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 1 до 10 или ответы таблицы умножения). Почтальоны должны быстро определить на конверте № дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. Также с целью установления соответствия между числом рисунков и цифрой, провожу такие игры:
Игра «Найди свою пару»
Содержание игры: дети строятся в две шеренги друг против друга.У детей одной шеренги набор цифр. Поочередно каждый ученик второй шеренги хлопает в ладоши. Все считают хлопки. Тот ребенок, у которого цифра соответствует количеству хлопков только что прохлопавшего в ладоши ребенка, бежит к нему, и они выходят из игры. Игра заканчивается, когда все дети нашли себе пары. Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько показывает цифра у кого-либо из противоположной шеренги, в противном случае он остается без пары.
Игра «Найди свое место в кинотеатре»
Содержание игры:- Мы пришли в кинотеатр. Представьте себе, что перед вами зал кинотеатра. (Учитель показывает на наборном полотне.) Каждый карманчик наборного полотна — это стул. Посчитайте, сколько стульев в первом ряду? (10) Сколько стульев во втором? третьем? (10) В каждом ряду по 10 мест. Назовем все номера каждого стула в первом ряду.
Ученики хором называют: первый, второй,....десятый.
- Каждый из вас купил билет в кинотеатр. У каждого ученика на парте билет, на нем числа, обозначающие ряд и место.
- На билете написано два числа. Первое число указывает на ряд, второе — на место. Рассмотрите числа на своих билетах. В каком ряду и на каком месте должен сидеть каждый из вас в кинотеатре? (Ответы детей.)
С целью закрепления представлений о неделе, времен года, о последовательности дней недели и времен года, провожу такие игры:
Игра «Неделька»
Содержание: Учитель вызывает к доске семерых учеников и раздает таблички с названиями дней недели. Затем он громко произносит название любого дня недели.
Ученик с соответствующей табличкой становится первый. По команде «Неделька, постройся!» остальные учащиеся должны в правильной последовательности занять свои места рядом с первым учеником. Учитель произносит: «Среда». Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде «Неделька, постройся!» остальные шесть учеников должны образовать правильную последовательность дней недели.
Игра «Закрой форточки»
Содержание:Карточки (15 х 20 см), разделенные тремя вертикальными линиями на четыре равные полоски, а тремя горизонтальными линиями на прямоугольники. Верхние прямоугольники закрашиваются в четыре разных цвета, соответствующие каждому времени года: весна - в зеленый, лето — в оранжевый, осень - в желтый, зима - в белый; отдельно должны быть заготовлены прямоугольники такого же размера, как на карточке; на прямоугольниках написаны месяцы года.
Каждый ученик получает карточку и 12 прямоугольников. Он должен заставить форточки прямоугольниками с названиями месяцев, соответствующих времени года.
Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идёт речь, и написать или показать её. Такие загадки помогают детям запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию.
Первоклассники с удовольствием откликаются на предложения учителя подумать, какая цифра о себе сказала:
Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружочков, Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы, дружочков! (Восемь) | Или отгадать, что это за цифра: Вид её - как запятая, Хвост крючком, и не секрет: Любит всех она лентяев, А её лентяи - нет. (Двойка) |
В привитии детям интереса к урокам математики, большую роль играют весёлые задачи в стихотворной форме и задачи-шутки. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети младшего школьного возраста с большим удовольствием решают такого вида задачи.
Весёлые задачи.
Бабушка Надя в деревне живет, Животных имеет, а счет не ведет. Я буду, ребята, их называть, А вы постарайтесь быстрей сосчитать: Корова, теленок, два сереньких гуся, Овца, поросенок и кошка Маруся. Сколько всего животных у бабушки Нади? (7) | В зоопарке я бывала, Обезьянок там видала: 3 сидели на песке, 2 качались на доске А ещё три спинки грели. Сосчитать вы всех успели? К серой цапле на урок (8) |
Два цыпленка стоят, Два в скорлупке сидят, Шесть яиц под крылом у наседки лежат. Сосчитай поверней, Отвечай поскорей, Сколько будет цыплят у наседки моей. (10) | Прилетели семь сорок. А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей - сорок Прилетело на урок?(4) |
Ёж спросил ежа-соседа: -Ты откуда, непоседа? - Запасаюсь я к зиме: Видишь яблоки на мне. Собираю их в лесу, 6 принес да 3 несу. Призадумался сосед: Это много или нет? (9) | Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Еж, барсук, енот, «косой», Волк с плутовкою-лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел - Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей, Посчитай-ка всех зверей. (7) |
Скоро десять лет Сереже, Диме нет еще шести. Дима все никак не может До Сережи дорасти. А на сколько лет моложе Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4 года) |
|
Задачи-смекалки
1.Сложи домик из палочек. Перестрой его так, чтобы он смотрел в другую сторону.
2.Занимательные квадраты. Расставь в остальных квадратах такие числа, чтобы в сумме во всех клетках по всем направлениям было 9.
Шутка
Вова пришел домой и радостно сообщил маме:
-Я сегодня получил пятерку.
-Молодец, - похвалила мама Вову.
-У меня тоже пять, - заявил маленький Шурик.
-За что у тебя пять? - спросила мама.
-Три по математике и два по письму, а всего пять...
-Почему вы смеетесь? — говорит учительница.— Разве Шурик плохо сосчитал?
Задача-загадка
Учитель на доске чертит квадраты и вписывает в них цифры и слоги, затем он предлагает прочитать слоги в порядке их номеров и отгадать загадку:
![]() |
Задачи-смекалки.
Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для детей ведущей деятельностью. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению и в этом помогут нам игровые технологии. Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе.
Список литературы:
1. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе.
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
2. Карева Г.В. Игровые технологии формирования гностических качеств будущего специалиста.// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- № 4 / 2011.- С. 30-33
3. Лаврова Е. А. Игра как средство повышения мотивации обучения современного младшего школьника.// Проблемы и перспективы развития образования в России.- № 20.- 2013.- 79-82
Автор(ы): Мальцева Юлия Степановна
Приложения: