Особенности воспитания и психологии ребенка в 3-4 года
Адыгезалова Севда Зулфугар кызы
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
В этом возрасте начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным. Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.
Психологические особенности ребенка 3-4 лет:
- Активное развитие речи и мышления: Ребенок активно пополняет словарный запас, строит сложные предложения и начинает задавать бесконечные вопросы. Его мышление становится более логичным, хотя и остается конкретным и образным.
- Развитие самосознания и самооценки: Ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, отличать себя от других. Формируется первое представление о себе, своей внешности, способностях и качествах. Важно поддерживать положительную самооценку ребенка, хвалить его за достижения и помогать справляться с неудачами.
- Эмоциональная нестабильность: Эмоции ребенка в этом возрасте яркие и непосредственные. Он может быстро переходить от радости к грусти, от смеха к слезам. Важно научить ребенка распознавать и выражать свои эмоции, а также помогать ему справляться с негативными переживаниями.
- Развитие воображения и фантазии: Ребенок активно играет в ролевые игры, придумывает истории и фантазирует. Игры становятся более сложными и сюжетными. Важно поддерживать творческие проявления ребенка, предоставлять ему возможности для самовыражения и развития воображения.
- Потребность в самостоятельности: Ребенок стремится к самостоятельности, хочет делать все сам. Важно давать ему возможность проявлять инициативу, выполнять простые задачи и принимать решения. Не стоит торопиться помогать ему, если он может справиться сам.
- Кризис трех лет: Этот период характеризуется упрямством, негативизмом и протестом против требований взрослых. Ребенок пытается утвердить свою независимость и отстоять свое мнение. Важно проявлять терпение и понимание, предлагать альтернативы и избегать прямых конфликтов.
Особенности воспитания ребенка 3-4 лет:
- Установление четких правил и границ: Ребенку необходимы четкие правила и границы, чтобы чувствовать себя в безопасности и понимать, что от него ожидают. Правила должны быть понятными, последовательными и соответствовать возрасту ребенка.
- Поощрение самостоятельности: Дайте ребенку возможность делать что-то самостоятельно, даже если это занимает больше времени и требует больше усилий. Поощряйте его инициативу и хвалите за достижения.
- Развитие речи и мышления: Отвечайте на вопросы ребенка, читайте ему книги, играйте в развивающие игры. Обсуждайте с ним окружающий мир, объясняйте причинно-следственные связи.
- Обучение социальным навыкам: Учите ребенка делиться, уступать, договариваться и решать конфликты мирным путем. Поощряйте его общение с другими детьми.
- Развитие эмоционального интеллекта: Помогайте ребенку распознавать и выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей. Учите его справляться с негативными переживаниями.
- Использование игры как основного метода обучения: Игра – это основной вид деятельности ребенка в этом возрасте. Используйте игры для обучения, развития и социализации ребенка.
· Позитивное подкрепление: Хвалите ребенка за хорошее поведение и достижения. Используйте похвалу как стимул для дальнейшего развития. Избегайте критики и наказаний, которые могут подорвать самооценку ребенка.
· Личный пример: Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Будьте примером для своего ребенка в поведении, общении и отношении к окружающему миру.
· Терпение и понимание: Воспитание ребенка – это сложный и трудоемкий процесс, требующий терпения, понимания и любви. Помните, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе.
· Создание безопасной и стимулирующей среды: Обеспечьте ребенку безопасное пространство для игр и исследований. Предоставьте ему доступ к различным материалам и игрушкам, которые будут стимулировать его развитие.
· Учет индивидуальных особенностей: Учитывайте темперамент, характер и интересы ребенка при выборе методов воспитания. То, что подходит одному ребенку, может не подойти другому.
· Сотрудничество с детским садом (если ребенок посещает): Поддерживайте связь с воспитателями детского сада, чтобы быть в курсе успехов и трудностей ребенка. Согласовывайте методы воспитания дома и в детском саду.
· Забота о себе: Не забывайте о себе и своих потребностях. Уставшие и раздраженные родители не могут эффективно воспитывать ребенка. Находите время для отдыха и восстановления сил.
Значение родительского запрета
Запрет — граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запрет наделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.
Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.
К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.
Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.
Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.
На основе первопричин, запреты бывают осознанным и неосознанным.
Осознанный запрет
Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины. Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.
Еще одна причина осознанного запрета — привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.
Неосознанный запрет
Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:
1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет. Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредить карапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что родителям нельзя:
• использовать осуждающий тон;
• запрещать любимое занятие;
• злоупотреблять запретами.
Темперамент малыша
Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.
Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.
Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.
В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе — это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.
Выделяют четыре типа темперамента. Рассмотрим каждый из типов более детально.
Сангвиник
Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:
· отсутствие перепадов настроения;
· подвижность, стремление к общению;
· хорошая нервная система, высокая самооценка;
· хороший сон, быстрое пробуждение.
Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что говорит ребенок.
Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».
Меланхолик
Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию.
Меланхолики наделены:
· чувствительностью;
· быстрой утомляемостью;
· сложной адаптацией к новым условиям.
Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.
Флегматик
Такой ребенок отличается:
· безэмоциональностью;
· медлительностью;
· способностью спать больше 9 часов.
На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.
Холерик
Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.
На фоне других холерик выделяется:
· эмоциональностью;
· подвижностью и шумностью;
· тревожным сном.
Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых — быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.
Важно понимать, что в каждом ребеночке смешивается 2 темперамента. Именно от воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.
Трудности воспитания.
Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.
Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности. Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.
Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент. Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей.
Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:
1. Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
2. Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.
Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.
Как правильно выйти из кризиса
Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:
· развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
· наблюдается подражание старшим;
· Развивается социализация;
· формируется базовое понятие ощущения безопасности.
В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.
Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности. Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, одеваться, чистить зубки.
Использование положительного примера для воспитания ребенка
Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.
Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.
В заключение:
Воспитание ребенка в 3-4 года – это ответственный и увлекательный процесс. Помните, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Будьте терпеливы, любящими и поддерживающими, и вы поможете своему ребенку вырасти счастливым, уверенным в себе и гармонично развитым человеком. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, если у вас возникают трудности. Главное – это любовь, понимание и поддержка, которые вы дарите своему ребенку.
Автор(ы): Адыгезалова Севда Зулфугар кызы
Приложения: