Патриотическое воспитание в песнях
Каминская Ольга Владимировна
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями школьного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, что приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру. Праздник «День Защитников Отечества» в детском саду хороший повод для воспитания у школьников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных. В нашей ежегодно проводятся концеты в военном госпитале для военнослужащих.
Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем учащимся величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Ежегодно проводится концерт патриотических песен, приуроченный ко дню Победы. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому учащиеся их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти школьника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Воспитание патриотизма у школьников является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий. Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной дало ощутимые результаты: – у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов; – музыка вошла в быт детей и заняла значительное место в их жизни. Патриотического воспитание — это залог того, что наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
Невозможно переоценить роль песни в нравственно-патриотическом воспитании. На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности — она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором. Она воодушевляет бойцов передового края и тружеников тыла. Песни военных лет — это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке, предающим бойцам силу и бодрость. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней. Патриотическое воспитание учащихся продолжается в ходе внеурочной деятельности. В школе проводятся культурно — массовые мероприятия военно - патриотической направленности. Традиционными стали праздники «А ну-ка, парни!»», «Боевая Слава России», «Салют, победа!», совместные концерты с солдатами воинской части. Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества — темы, ярко отраженные в песнях. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучению хоровому пению. Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения учащихся. Наши вокалисты из ансамбля «Лейся, песня!» принимают активное участие в школьных праздниках, районных конкурсах и смотрах «Военно-патриотической песни», совместных поселковых концертах с ДК, с ТОСами. Учащиеся с удовольствием исполняют песни о Родине, России, о героических подвигах защитников в годы ВОВ, о войне, народные песни. Творческая работа, проводимая с учащемся, является прежде всего интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировоспитание, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну. Важен подбор репертуара к различным календарным праздникам, связанных с историей нашей страны, нашего города, школы. На протяжении многих лет мною отбирался, систематизировался материал к различным, важным для нашей страны праздникам: 9 мая, 2 февраля, 12 июня. Систематизировался не только по событиям, но и по возрастам для учащихся. Результатом использования данного продукта стало то, что учащиеся с удовольствием исполняют песни о Родине, России, о героических подвигах защитников в годы ВОВ, о войне, народные песни. Ежегодно становятся лауреатами и призерами. Востребованы в школе, мероприятиях, которые проходят в нашем микрорайоне, в ДК, в совместных праздниках с ТОСами. Вся работа по развитию и воспитанию патриотических чувств на уроках музыки, и во внеклассной работе, средством песня дает хорошие результаты: - дети с интересом воспринимают материал; - у учащихся появляется устойчивый интерес к военной и народной исторической песне и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество; - уважительное отношение к жителям родного края, где они родились. В процессе наблюдения за детьми в дальнейших выступлениях с данным репертуаром, слушая их высказывания после концертов о том, какое воздействие оказало их выступление на зрителя, у детей отмечается проявление чувства гордости за подвиг народа, растёт эмоциональная отзывчивость на события общественной жизни. Публичное выступление коллектива на концертах вызывает у детей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают подлинную радость от соприкосновения с историей своей страны и причастности к её традициям. Присутствие детей на таких мероприятиях не может проходить для них бесследно. Находясь в торжественной обстановке, дети видят, как соблюдаются традиции в проведении ежегодных мероприятий. Участие в таких мероприятиях вызывает у детей огромное чувство ответственности, дети приобретают бесценный опыт, который также способствует развитию их гражданственности и национального самосознания.
Автор(ы): Каминская Ольга Владимировна
Приложения: