Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста

Щепина Анна Валерьевна

        Формирование ответственности у младших школьников взаимосвязано с развитием у них произвольного внимания и формированием волевых усилий в преодолении трудностей при выполнении заданий в процессе овладения знаниями. У младших школьников преобладает непроизвольное внимание и им трудно сосредоточиться на восприятии «неинтересного» материала, поэтому учителям необходимо использовать различные педагогические методы и средства обучения, которые помогут вызвать интерес к учению у детей. Нужно при этом учитывать, что кроме внешней занимательности изучаемый материал должен иметь интересное для детей содержание, а осознание и появление интереса у ребёнка к содержанию изучаемой темы свидетельствует об уровне формирования у детей понимания своих школьных учебных обязанностей.

      Для младших школьников имеют особое значение указания, советы и требования учителя, так как у них в моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, поэтому они сознательно выполняют эти требования учителя и это влияет на формирование представлений об эталонах поведения и деятельности, которые учитываются каждым учеником при оценке своего поведения и поведения одноклассников.

Одной из особенностей формирования ответственности у младших школьников является то, что для воспитания у них ответственности как личностного качества большое значение играет личный пример родителей и педагогов.

Следовательно, взрослые, окружающие ребёнка должны обладать личной ответственностью, демонстрировать ему примеры ответственного поведения, когда интересы общества, других людей ставятся выше интересов собственных. И тогда в младшем школьном возрасте у ребёнка ценность ответственности постепенно займёт ведущие позиции в нравственном сознании в поведении.

Анализ педагогической практики показывает, что эффективны при воспитании ответственности у младших школьников:

·                   приемы, направленные на приобретение опыта самостоятельности ребёнком при проявлении самостоятельного выбора и самостоятельных действий при разрешении ситуаций, жизненных обстоятельств (например: правила воспитания в скаутском движении, на спортивных секциях; социально-значимые поручения педагога или коллектива ребенку, так называемые «общественные нагрузки»);

·                   прием наделения его привлекательными правами при условии принятия новой ответственности (например, условием занятий в спортивной секции служит ответственное отношение к учебе или поручению; завести домашнее животное разрешается при условии ответственности по уходу за ним и т.п.);

·                   приём наделения ребёнка ответственностью за другого человека по нравственным мотивам, т.е. внутренне обязательной для ребенка (например, помощь плохо успевающему по какому-то предмету другу, помощь младшему, более слабому и т.п.)

  Такие приёмы рекомендовали использовать многие отечественные педагоги XX века, такие как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, и педагоги XXI века, такие как В.В. Сериков, В.И. Селиванов, А.Н. Усачёва и другие. В. И. Селиванов рассматривает и делит все приёмы формирования волевых качеств личности на четыре основных группы.

·                   К первой группе он относит приёмы убеждения для формирования правильных убеждений и понятий соответствующих правильному социальному поведению (приёмы осуществляются в форме беседы, разъяснения, чтения, коллективного обсуждения, критики и самокритики).

·                   Ко второй группе относятся приёмы для развития и закрепления ответственного поведения на практике, осуществляемые в виде упражнений по проигрыванию желаемого поведения.

·                   К третьей группе относят требование, поощрение и принуждение как приёмы, формирующие ответственность как черту характера и способствующие проявлению волевых усилий.

·                   В четвёртую группу включены приёмы самовоспитания, которые наполнены общественно-значимым и нравственно – моральным смыслом.

Мы считаем, что учитель начальных классов может использовать перечисленные приёмы при организации учебной деятельности младших школьников на уроках при выполнении детьми учебных заданий и кейс-задач.

Роль игры в формировании ответственности, подчеркивают также отечественные психологи: Л.И.Божович отмечает соблюдение ребёнком правил игры не по принуждению, а по собственному желанию и это переходит в дальнейшем на все виды деятельности; В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин рассматривают игру в качестве развивающего вида деятельности, в зависимости от формы и содержания; В.В. Зайцев, Л.А. Милованова, Г.В. Самусева и др. предлагают вариант реализации личностно-развивающей функции образования, через учебные ситуации, обладающие креативно-игровым потенциалом. Следовательно, игровая деятельность может являться эффективным средством формирования ответственности как качества личности младшего школьника, а игра выступает в качестве одного из средств актуализации личностно-развивающей ситуации. Формирование ответственности у младших школьников в ходе игры связано с отсутствием прямого принуждения, толерантностью, предоставлением права на собственную точку зрения и на ошибку, на свободу выбора, возможностью сотрудничества и т.д. ( Ю.П. Азаров, П.М. Ершова, Д.Н. Кавтарадзе, Е.А. Крюкова, С.Л. Новоселова, В.В. Сериков).

Выделим ещё одну особенность формирования ответственности у детей в младшем школьном возрасте - ответственность формируется, прежде всего, в социально-значимой деятельности, так как ответственность востребована как готовность и способность человека действовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему семьей, обществом, коллективом.

Особенность формирования ответственности у младших школьников заключается и в том, что во внеурочной деятельности педагогу нужно предоставлять детям возможность самостоятельно принимать решения, за которые они будут нести ответственность. Это можно осуществить учителю с помощью: метода кейсов (метода конкретных ситуаций); творческих заданий; работы в малых группах (предполагающей выбор ответственного или распределение функций в группе); дискуссий; деловых, образовательных или ролевых игр; тренингов по обсуждению и разрешению проблем.

К особенностям формирования ответственности у младших школьников можно отнести единство требований семьи и школы к развитию ответственности и трудолюбия у детей, так как именно в этом возрасте детям важно видеть согласованные действия родителей и педагогов в предъявляемых к детям требованиях. Только в этом случае у детей появляется уверенность в справедливости этих требований взрослых людей к ним, и дети становятся дисциплинированными, организованными и ответственными. Если нет единства в требованиях семьи и школы, то нет авторитета учителя и родителей, теряется у ребёнка уважение к ним, что пагубно действует на формирование ответственного отношения и к делам и к учёбе у младших школьников. Таким образом, учителю необходимо выстроить единое педагогическое поле с равноправными участниками – ребенком, педагогами, семьей.

Нужно отметить ещё одну особенность формирования ответственности у младших школьников – выполнение ими трудовых поручений. По мнению Пупковой Н.Ф. «на формирование ответственности оказывает положительное влияние включение младших школьников в трудовую деятельность на добровольных началах. В процессе трудовой деятельности у младших школьников формируются общественные мотивы собственной трудовой деятельности, самостоятельность, ребенок учится объективно оценивать свои умения и умения товарищей, самооценка связывается с выполнением общественно значимой деятельности. Как результат формируются черты поведения - трудолюбие, настойчивость, ответственность.» [Пупкова, с. 381].

Формируется чувство ответственности происходит во время участия детей в субботниках, при выполнении поручений на пришкольном участке, при разведении комнатных растений и уходе за ними, в трудовых десантах, при оказании помощи библиотекарю. Трудовую деятельность младших школьников нужно проводить в стандартных и в нестандартных формах, используя элементы игровой деятельности или современные средства связи, элементы технологии дополненной реальности, такие как выполнение заданий по инструкции, прочитанной с помощью QR-ключа и т.п.

Таким образом, при формировании ответственности у детей во внеурочной деятельности в условиях начальной школы нужно учитывать следующие особенности:

- У младших школьников преобладает непроизвольное внимание и им трудно сосредоточиться на восприятии «неинтересного» материала, поэтому учителям необходимо использовать различные педагогические методы и средства обучения, которые помогут вызвать интерес к учению у детей.

- Формирование чувства ответственности у младших школьников во внеурочной деятельности должно происходить на основе когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов.

- Создание ситуации выбора, принятие собственных решений важны для становления личности и формирования ответственного отношения.

- У младшего школьника ответственность проявляется через эмоциональное переживание морального удовлетворения или неудовлетворения при выполнении общественно полезной деятельности и поручений педагога, а также на ответственное отношение к выполнению задания могут оказать влияние конкретные воздействия или показ примера деятельности при выполнении поручения.

- На успешность формирования ответственности у младших школьников влияет формирование основных волевых качеств, таких как: самоконтроль, самооценка и самоорганизация.

- Проявление творческой активности младшими школьниками может достигаться применением интерактивных методов и форм, а также нестандартных подходов.

 - Только на добровольных началах и желании детей можно привлекать младших школьников к трудовой деятельности в процессе внеурочной работы.

Рассмотренные особенности формирования ответственности у младших школьников необходимо учитывать при разработке и реализации педагогических условий формирования ответственности у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.


 

 

 


Автор(ы): Щепина Анна Валерьевна
Приложения: