Причастный оборот. Знаки препинания
в предложениях с причастным оборотом
Долинина Наталья Викторовна
Класс: 7
Тип урока: урок освоения новых знаний и умений
Цель урока: сформировать знания о причастном обороте и его роли в предложении, отработать навык графического обозначения причастного оборота.
Задачи урока:
Образовательные: характеризовать причастие как форму глагола; объяснять роль причастия в предложении; выделять причастный оборот; формировать навыки грамотного письма.
Развивающие: развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации.
Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, развивать эстетический вкус учащихся.
Планируемые результаты
Предметные УУД
1) Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования.
2) Применять при письме данное орфографическое правило.
Метапредметные УУД
· Регулятивные
Контроль: давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
· Познавательные
Работа с информацией: анализировать, систематизировать информацию, используя различную информацию;
· Коммуникативные
Общение: в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
Личностные УУД
Ценности научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания.
Ход урока
– Здравствуйте! Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
– Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость познания и общения. Садитесь, пожалуйста.
– Сегодня на уроке мы будем работать двумя группами в соответствии с маршрутным листом. Рассмотрите его внимательно.
Выполнять задания нужно будет в том порядке, который у вас на листах.
–Свою работу на уроке вы будете оценивать в листах самооценки.
– Определим критерии оценивания. (изучают лист самооценки)
Также, если у вас возникнут вопросы, вы можете посоветоваться друг с другом.
-Вам все понятно? Да.
– Тогда предлагаю начать урок.
– Какую тему вы повторяли, выполняя домашнее задание? Мы повторяли тему "Причастие."
– Как вы думаете, мы полностью изучили признаки причастия? Нет, мы только начали изучать эту тему.
-Сформулируйте тему урока. Тема урока «Причастие»
-Сформулируйте цель урока. Цель урока – продолжать узнавать признаки и характеристики причастия
-Все верно. Будем выполнять задания.
-Прочитайте предложение, записанное на доске и в маршрутных листах.
Опавшие листья шуршат.
-Подчеркните грамматическую основу предложения. Листья шуршат.
-Каким членом предложения является слово опавшие? Определением.
- Укажите часть речи слова опавшие. Опавшие - причастие.
-Докажите, что опавшие это причастие? Опавшие – причастие, потому что отвечает на вопрос какие и обозначает признак предмета по действию, те, которые опали.
-Остались ли еще второстепенные члены в предложении? Нет.
-Прочитайте следующее предложение.
Опавшие с деревьев листья шуршат под ногами.
-Сравните эти предложения, что изменилось по сравнению с предыдущим предложением? Во втором предложении больше второстепенных членов предложения.
-Подчеркните грамматическую основу в этом предложении. Листья шуршат.
-Найдите причастие, подпишите часть речи. Опавшие
-Найдите определяемое слово. Задайте вопрос к причастию. Листья (какие?) опавшие.
-Можем ли мы задать вопрос от причастия? Да.
-Найдите все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.Да, мы можем задать вопрос опавшие (откуда?) с деревьев
- Верно, теперь причастие является главным словом и у него есть зависимые слова.Можем ли мы переместить зависимые слова в другое место в предложении? Нет.
- Тогда, выделим вертикальными линиями причастие с зависимыми словами. Запомните, причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
-Предположите, каким членом предложения будет являться ПО? Мы считаем, что выделить ПО нужно определением, потому что причастие в предложении является определением.
- Верно.
- Обратите внимание, как я прочитала предложение. Что необходимо сделать? Необходимо расставить знаки препинания.
- Расставим знаки препинания. Причастный оборот выделяется интонационно паузами и читается чуть быстрее, чем другие слова.
-Рассмотрите схемы, когда причастный оборот выделяется запятыми?
Причастный оборот выделяется запятыми, если он стоит после определяемого (главного) слова.
Причастный оборот до определяемого слова запятыми выделять не нужно.
-Заполните лист самооценки. Откорректируйте его.
-Все согласны с результатами? Какую задачу запланируем на следующий урок?
-Я тоже посмотрю ваши листы самооценки, маршрутные листы, выставлю отметку, посмотрим. Совпадут наши мнения или нет.
-Домашнее задание- упражнение в учебнике.
-Вы сегодня отлично поработали!
-Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке!
Автор(ы): Долинина Наталья Викторовна
Приложения: