Причастный оборот. Знаки препинания
в предложениях с причастным оборотом

Долинина Наталья Викторовна

Класс: 7

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений

 Цель урока: сформировать знания о причастном обороте и его роли в предложении, отработать навык графического обозначения причастного оборота.

Задачи урока:

Образовательные: характеризовать причастие как форму глагола; объяснять роль причастия в предложении; выделять причастный оборот; формировать навыки грамотного письма.

Развивающие: развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации.

Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, развивать эстетический вкус учащихся.

Планируемые результаты

Предметные УУД

1) Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования.

2)  Применять при письме данное орфографическое правило.

Метапредметные УУД

·         Регулятивные 

    Контроль: давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

·         Познавательные 

Работа с информацией: анализировать, систематизировать информацию, используя различную информацию;

·         Коммуникативные

                Общение: в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  Личностные УУД

               Ценности научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания.

Ход урока

– Здравствуйте! Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

– Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость познания и общения. Садитесь, пожалуйста.

– Сегодня на уроке мы будем работать двумя группами в соответствии с маршрутным листом. Рассмотрите его внимательно.

Выполнять задания нужно будет в том порядке, который у вас на листах.

–Свою работу на уроке вы будете оценивать в листах самооценки.

– Определим критерии оценивания. (изучают лист самооценки)

Также, если у вас возникнут вопросы, вы можете посоветоваться друг с другом.

-Вам все понятно? Да.

– Тогда предлагаю начать урок.

   Какую тему вы повторяли, выполняя домашнее задание? Мы повторяли тему "Причастие."

– Как вы думаете, мы полностью изучили признаки причастия? Нет, мы только начали изучать эту тему.

-Сформулируйте тему урока. Тема урока «Причастие»

-Сформулируйте цель урока. Цель урока – продолжать узнавать признаки и характеристики причастия

-Все верно. Будем выполнять задания.

-Прочитайте предложение, записанное на доске и в маршрутных листах.

Опавшие листья шуршат.

-Подчеркните грамматическую основу предложения. Листья шуршат.

-Каким членом предложения является слово опавшие? Определением.

- Укажите часть речи слова опавшие. Опавшие - причастие.

-Докажите, что опавшие это причастие? Опавшие – причастие, потому что отвечает на вопрос какие и обозначает признак предмета по действию, те, которые опали.

-Остались ли еще второстепенные члены в предложении? Нет.

-Прочитайте следующее предложение.

Опавшие с деревьев листья шуршат под ногами.

-Сравните эти предложения, что изменилось по сравнению с предыдущим предложением? Во втором предложении больше второстепенных членов предложения.

-Подчеркните грамматическую основу в этом предложении. Листья шуршат.

-Найдите причастие, подпишите часть речи. Опавшие

-Найдите определяемое слово. Задайте вопрос к причастию. Листья (какие?) опавшие.

-Можем ли мы задать вопрос от причастия? Да.

-Найдите все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.Да, мы можем задать вопрос опавшие (откуда?) с деревьев

- Верно, теперь причастие является главным словом и у него есть зависимые слова.Можем ли мы переместить зависимые слова в другое место в предложении? Нет.

- Тогда, выделим вертикальными линиями причастие с зависимыми словами. Запомните, причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

-Предположите, каким членом предложения будет являться ПО? Мы считаем, что выделить ПО нужно определением, потому что причастие в предложении является определением.

- Верно.

- Обратите внимание, как я прочитала предложение. Что необходимо сделать? Необходимо расставить знаки препинания.

- Расставим знаки препинания. Причастный оборот выделяется интонационно паузами и читается чуть быстрее, чем другие слова.

-Рассмотрите схемы, когда причастный оборот выделяется запятыми?

Причастный оборот выделяется запятыми, если он стоит после определяемого (главного) слова.

Причастный оборот до определяемого слова запятыми выделять не нужно.

-Заполните лист самооценки. Откорректируйте его.

-Все согласны с результатами? Какую задачу запланируем на следующий урок?

-Я тоже посмотрю ваши листы самооценки, маршрутные листы, выставлю отметку, посмотрим. Совпадут наши мнения или нет.

-Домашнее задание- упражнение в учебнике.

-Вы сегодня отлично поработали!

-Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке!


Автор(ы): Долинина Наталья Викторовна
Приложения: