Дополнительное образование детей в современных условиях:
проблемы и перспективы
Дегтярёв Александр Иванович
Аннотация
Существующая российская система дополнительного образования детей
наделена уникальным потенциалом развития разных способностей
учащихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью,
дополнительное образование детей может быстро и четко реагировать на
образовательный запрос семьи, формировать стабильную
культуросообразную среду развития, а также развивать осознанную
гражданскую позицию. Максимальное применение технологий личностноориентированного подхода способствует значительной востребованности
дополнительного образования во всем многообразии его направлений.
Ключевые слова:
система дополнительного образования детей; учреждения дополнительного
образования; Дом детского творчества; программы дополнительного
образования; волонтерская деятельность; робототехника.
Дополнительное образование детей может влиять на качество жизни,
так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий
потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого
результата.
В настоящее время за последние годы был осуществлен качественный
рост системы дополнительного образования, которая постоянно развивается.
В 2019 году в России насчитывается больше 18 тысяч учреждений
дополнительного образования. В Нижегородской области на сегодняшний
день действует 504 учреждения дополнительного образования в
56-ти населенных пунктах [2].
Дополнительное образование имеет множество различных
дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ. Данные
программы могут быть разных направленностей: технической, социальнопедагогической, физкультурно-оздоровительной, естественнонаучной,
художественной, туристско-краеведческой (рисунок 1).
Таким образом, можно увидеть, что в настоящее время приоритет
отдается техническому, художественно-эстетическому, социальнопедагогическому и спортивно-оздоровительному направлениям. Исходя из
данного анализа был составлен учебный план работы на 2019-2010 год
учреждения дополнительного образовании, в соответствии с чем педагогами
было разработано множество новых образовательных (общеразвивающих)
программ дополнительного образования по данным направлениям [5].
На базе МБОУ ДО «Дом детского творчества» Сосновского района
Нижегородской области мной реализуются программы следующих
направленностей: социально-педагогической, технической, физкультурнооздоровительной. Особо актуальными программами являются технической и
социально-педагогической направленности. В рамках социальнопедагогической направленности мной реализуется программа волонтерской
деятельности подростков [1; 8].
Волонтерская деятельность является важным компонентом в
воспитании подростка. На занятиях подростки плотно общаются друг с
другом и с педагогом, разрабатывая множество идей добрых дел. В рамках
организации волонтерской деятельности в системе дополнительного
образования, ребята безвозмездно оказывают помощь нуждающимся в ней
людям, природе, животным и т.д., без расчета на денежное вознаграждение.
Ребята организуют различные мероприятия, акции, фестивали, как на
муниципальном, так и на региональном уровнях. Волонтеры – это, прежде
всего, лидеры, поэтому задача педагога дополнительного образования, кроме
организации добровольческой деятельности подростков, проводить на
занятиях тренинги и упражнения, результатом которых у каждого ребенка
должны вырабатываться лидерские качества [6].
Особое внимание в волонтерской деятельности в учреждениях
дополнительного образования уделяется поощрению подростков за
проделанную ими работу. В рамках программы волонтерской деятельности
ребята реализуют множество социальных проектов и различных акций. В
настоящее время, за эту работу подросткам стали добавлять баллы к ЕГЭ,
стимулировать к поездкам в лагеря и санатории, а также предоставлять
возможность участвовать в молодежных фестивалях в различных городах
России. У каждого обучающегося волонтерского объединения имеется
личная волонтерская книжка на портале «Добровольцы России», в которой
отражаются их участие и вклад в социально-значимые дела. Это новшество
является огромным плюсом для подростков [7].
Также, на сегодняшний день приоритет отдается программам
технической направленности. В нашем учреждении реализуются следующие
программы данной направленности: «Авиамоделист», «Компьютерная
графика и дизайн», «Основы компьютерной грамотности». Но, я считаю,
этого недостаточно. Так как общество не стоит на месте и постоянно
развивается, образование также должно усовершенствоваться, в том числе и
дополнительное. Например, в современном обществе идет активное
Управление образованием: теория и практика 2020 № 1 (37)
внедрение роботов в нашу жизнь. Одним из главных направлений научнотехнического прогресса является робототехника. Спрос на данную
программу очень велик, причем как со стороны детей, так и со стороны их
родителей. Поэтому, приоритетными программами в дополнительном
образовании являются такие программы технической направленности, как:
«Робототехника» и «3D моделирование».
Для внедрения программ «Робототехника» и «3D моделирование»
необходимы следующие условия:
1. педагогам дополнительного образования пройти курсы повышения
квалификации по данной направленности;
2. в учреждениях дополнительного образования обновить материальнотехническую базу для данной программы [4].
На сегодняшний день можно выделить основные проблемы
дополнительного образования и возможные путях их решения:
1. Кадровые. В педагогических коллективах учреждений
дополнительного образовании большой процент людей
предпенсионного и пенсионного возраста, что тормозит процесс перехода на
новый уровень обучения и воспитания. Система дополнительного
образования нуждается в совершенствовании: необходимо обновление
учебных программ, индивидуальной работы с одаренными детьми,
введением практической направленности.
2. Образовательные. Существенным минусом системы дополнительного
образование является то, что оно не имеет единых образовательных стандартов.
Образовательные стандарты необходимо вводить с целью расширения спектра
образовательных программ, внедрять программы по технической
направленности, которые будут способствовать большему привлечению
мальчиков в учреждения дополнительного образования.
3. Здоровье обучающихся. Некоторые проблемы со здоровьем
обучающихся связаны с выполнением учебного плана в школах, так как в
школах отсутствуют места для отдыха, ребята мало двигаются, тем самым
происходит большая нагрузка на позвоночник и переутомление.
Дополнительное образование может стать для учащихся школ релаксацией
всего учебного процесса, восстановлением утраченных сил, смена деятельности
и обстановки, тем самым необходимо взаимодействовать в этой системе [3].
В целом, потенциал системы дополнительного образования детей в
настоящее время используется не в полной мере. Главными причинами этого
являются: не обновленная учебная и материально-техническая базы
учреждений дополнительного образования, недостаток программ
дополнительного образования детей нового поколения, направленных на
развитие инновационной деятельности, а также минимальным
финансированием учреждений дополнительного образования [10].
Концепция развития дополнительного образования на период с 2015 по
2020 год утвержденная правительством РФ выделяет дополнительное
образование детей в отдельный приоритетный проект. В Концепции
Управление образованием: теория и практика 2020 № 1 (37)
дополнительного образования детей говорится о переходе на нормативноподушевое финансирование в учреждениях дополнительного образования.
Одним их главных направлений развития дополнительного образования
служит применение персонифицированного финансирования. В учреждение
обучающийся приходит с именным сертификатом и бесплатно занимается в
любом объединении по желанию. Специфика системы дополнительного
образования детей заключается в том, что каждый ребенок имеет право
заниматься в нескольких объединениях одновременно, менять их в течение
учебного года. В этом состоит отличие и привлекательность для детей и
родителей учреждение дополнительного образования от школы.
Приоритетным направлением в законе является инклюзивное
образование. В рамках реализации Национальной технологической
инициативы активнее осуществляется интеграция системы дополнительного
и общего образования. Для охвата услугами дополнительного образования
детей с ограниченными возможностями нужно внедрять в образовательный
процесс учреждений дополнительного образования детей дистанционное
дополнительное образовании.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение
вышеперечисленных проблем является одной из линий перспективного
развития системы дополнительного образования детей.
Литература
1. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Организация партнерских отношений
в системе дополнительного образования детей // Азимут научных
исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №1(26). С. 85-86.
2. Дополнительное образование детей: инновации функции и
перспективы: [Электронный ресурс]. URL: https://studentsnews.ru/
dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-innovacii-funkcii-i-perspektivy-portal-sajt.html
(дата обращения: 05.10.2019).
3. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное
образование детей. М.: Феникс, 2016. 352 c.
4. Инновационная деятельность педагогов как направление
методической работы учреждения дополнительного образования детей /
Ж.В. Чайкина, Н.С. Быкова, Н.Ю. Дорогина, М.П. Рыжикова // Мир науки.
2018. Т. 6. №6. С. 75.
5. Организация партнерских отношений дополнительных
образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного
учреждения с оздоровительным и культурным центрами / О.И. Ваганова,
Ж.В. Смирнова, С.М. Маркова, Ж.В. Чайкина, М.Н. Булаева // Перспективы
науки и образования. 2019. №3(39). С. 500-514.
6. Смирнова Ж.В. Партнерские отношения в дополнительном
образовании: перспективы развития // Инновационная экономика:
перспективы развития и совершенствования. 2019. №1(35). С. 51-56.
Управление образованием: теория и практика 2020 № 1 (37)
154
7. Смирнова Ж.В., Емельянова А.М. Управление качеством
дополнительного образования // Сборник статей по материалам региональной
научно-практической конференции «Интеграция информационных технологий
в систему профессионального и дополнительного образования». Н. Новгород:
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы
Минина, 2017. С. 45-47.
8. Смирнова Ж.В., Коняева Е.А., Саляева Е.Ю. Сетевое взаимодействие
как фактор развития профессиональных качеств работников сферы сервиса
Управление образованием: теория и практика. 2019. №2(34). С. 60-67.
9. Смирнова Ж.В., Черней О.Т. критерии эффективности партнерских
отношений при предоставлении дополнительных образовательных услуг /
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019.
Т. 8. №1(26). С. 251-253.
10. Штерингарц Е.М. Детский научный клуб. Организация
развивающего обучения школьников в дополнительном образовании
Автор(ы): Дегтярёв Александр Иванович
Приложения:
6836c5eedab52_ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ_ОБРАЗОВАНИЕ_ДЕТЕЙ_В_СОВРЕМЕННЫХ.docx