Развитие графомоторных навыков и умений
в игре с ниткой «Путь веселой пчелы»

Ковальская Наталия Вячеславовна

Задержка психического развития у детей проявляется в нарушении формирования и развития психических функций и навыков ребенка, отставание от нормы психического развития в целом, или каких-либо его отдельных функций. Помимо психического недоразвития, нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, у таких детей наблюдаются очень часто несформированность тонкой моторики руки. 

Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики.
Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.

Дети полагаются на силу рук и пальцев, чтобы держать и сжимать письменные принадлежности. Занятия, которые развивают мелкую моторику и побуждают детей выполнять такие действия, как захват, удержание, щипок и сдавливание , будут способствовать развитию таких мышц.

Способствовать развитию графомоторных навыков можно выполняя различные задания на улице: рисование пальцем, палочкой на песке; в домашних условиях: в емкостях с манной крупой, на пластилиновых лепешках выкладывать любой крупой (греча, рис) фигуры, буквы, цифры, затем пальцем обвести, можно палочкой.

Графомоторный навык – это способность ребенка управлять движениями рук и пальцев при действиях, которые связаны с мелкой моторикой. Он подразумевает правильное расположение пишущей руки при письме и рисовании.

Графомоторика связана прежде всего с письмом и предполагает точные, конкретные движения руки. Она включает в себя несколько навыков и умений: координацию движений пальцев, контроль над интенсивностью нажима, ориентирование на листе бумаги, рисование мелких предметов, изображение символов.

Графомоторный навык необходим для формирования умения писать и рисовать. Если графомоторика недостаточно развита, то ребенок столкнется с проблемами при обучении в школе. У него возникнут трудности с письмом: рука будет быстро уставать, и первокласснику станет сложно поддерживать необходимый темп работы. Поэтому важно своевременно развивать графомоторику у дошкольника.

Формирование графомоторных навыков должно соответствовать возрастным особенностям ребенка. Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.

 Для плодотворного развития моторики руки для детей с ЗПР, необходимо применять игровые упражнения, стимулирующие их интерес к этой деятельности, т.к. концентрация и усидчивость у детей ниже возрастной нормы.

Выполняя эти упражнения, у ребенка с ЗПР не только формируются необходимые графомоторные навыки, но и развивается зрительное восприятие, концентрация внимания и усидчивость.

Сформированный графомоторный навык – залог успеха в школе.

Влияет ли развитие тонкой моторики на развитие и формирования звукопроизношения и речи у дошкольников ?

Влияние тонкой моторики на развитие речи заключается в том, что выполнение ребенком любого ручного труда стимулирует работу речевых центров. Другими словами, моторные умения определяют успешность формирования речевых умений.

Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.


Автор(ы): Ковальская Наталия Вячеславовна
Приложения:
6836f68383ee5_Развивающая_игра_Путь_веселой_пчелы.docx