Нетрадиционные техники рисования в работе с особыми детьми
Шисловская Галина Викторовна
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами. Особому ребенку нужно дать возможность творить, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Нетрадиционные техники рисования вызывают интерес у детей, положительное отношение к ним, однако приступая к выполнению задания ребенок, как правило, чувствуют себя неуверенно, образы создаются однотипные. На последующих занятиях дети быстрее включаются в деятельность, проявляют больше самостоятельности. Это свидетельствует о том, что данную работу необходимо проводить в системе.
Задачи: ознакомить с нетрадиционными техниками; учить использованию различных материалов; учить формировать предварительный замысел и реализовывать его; развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы; воспитывать интерес к рисованию.
Методы и приемы: наблюдение, мониторинг, беседа, игра, показ, пояснение, поощрение.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Рисование пальчиками. Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, листья на деревьях и многое другое.
Рисование ладошкой. Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Хорошо получаются в этой технике птицы, рыбки, бабочки и т.п. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение.
Рисование цветным клейстером. Ребенок с помощью широкой кисти наносит на бумагу подкрашенный клейстер, затем палочкой или вилкой «процарапывает» выразительные детали. Это могут быть морозные узоры, волны на море, узор на посуде, домике.
Тычок жесткой кистью. Ребенок опускает в гуашь сухую жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Тычками заполняется силуэт сначала по контуру, затем внутри его. Можно наносить тычки по всему листу для изображения снегопада, листвы деревьев.
Рисование ватными палочками. С радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны.
Оттиск поролоном. Ребенок опускает кусочек поролона (тампон) в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для рисунка. Оттиск поролоном - это способ для передачи объемности поверхности.
Восковые мелки + акварель. Восковые мелки – один из лучших материалов для рисования, который отличается широким спектром творческих возможностей. Техника работы восковыми мелками и акварелью не только очень проста, но и эффектна. На первый взгляд, кажется, что эти два материала несовместимы, поскольку воск отталкивает воду. Сначала нужно нарисовать «восковую» картинку, а затем закрасить ее акварельной краской. Акварель скатывается с жирного мазка пастели и остаётся только на чистом листе. Проявляющийся рисунок очень яркий, видны все штрихи и линии.
Отпечатки листьев. Листья могут быть использованы для составления гербариев, картинных коллажей, а также может превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка. Намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом.
Оттиск печатками. Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства - кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки, можно создать узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
Рисование мятой бумагой. Ребенок сминает плотную бумагу в комок, опускает ее в густую краску и наносит на бумагу, получая отпечаток неопределенной формы. Так можно получить траву, кроны деревьев, снежный покров, изображения с пушистой фактурой.
Набрызг. Ребенок набирает густую краску на зубную щетку, затем проводит ею о палочку или кусочек картона, держа их над листом бумаги. Краска разбрызгивается на бумагу. Используя внешние и внутренние трафареты, можно получить цветные фактурные изображения или белые контурные изображения на цветном фоне.
Рисование свечой или восковыми мелками. Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или мелками, остается незакрашенным. Интересными получаются зимние пейзажи, морозные узоры на окне.
Рисование сыпучими материалами. Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем посыпает сыпучим материалом. Лишний материал ссыпается на поднос. Соль, манку можно подкрасить. Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения.
Также можно использовать и другие техники рисования: кляксография; раздувание краски; рисование свечой; пластилинография; рисование мыльными пузырями и т.д.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации.
Преимущества нетрадиционных техник рисования: не имеют возрастных ограничений и противопоказаний в использовании; не утомляют детей; не требуют специальных способностей или навыков; являются средством невербального общения и самовыражения; являются средством сближения, воспитывают атмосферу доверия, принятия; формируют положительные эмоции; стимулируют положительную мотивацию, вызывают радостное настроение, снимают страх перед краской, продукты творчества являются средством для динамической оценки изменений в состояниях детей.
Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности воспитанников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Необходимо поощрять стремление детей дополнить замысел новыми деталями, образами.
Автор(ы): Шисловская Галина Викторовна
Приложения: