Педагогическое мастерство и качество
образования учителя предметника
Богданова Елена Николаевна,
учитель математики ГБОУ школа 497
Невского района Санкт-Петербурга
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому учителя должны не только осознавать свои способности, но и уметь их применять в различных видах инновационной педагогической деятельности.
Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.
Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Педагогическое мастерство очень часть воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Возникает ряд проблемных вопросов при использовании понятия "педагогическое мастерство":
1. Может ли каждый учитель овладеть педагогическим мастерством?
2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?
3. Что является критериями педагогического мастерства?
4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать:
§ профессионализм,
§ компетентность,
§ продуктивность,
§ социально направленные личностные качества.
Личность педагога в традиционной системе обучения:
При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания.
При подготовке к урокам учитель в основном озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, чаще всего происходит в форме монолога учителя. Поэтому в учебном процессе возникает много проблем.
Главными из них являются:
§ низкий уровень навыков общения,
§ невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса.
Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное прохождение программ.
Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность в межличностных отношениях.
Опытный педагог знает, что информация учителя - это еще не знание ученика.
Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен настроить ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность.
Очень часто силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.
Вот как выглядит сравнительная таблица деятельности учителя в традиционной и развивающей технологии обучения:
Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения:
Объяснительный способ обучения:
· Используются внешние мотивы деятельности
· Выбираются педагогом, часто используются привычные средства, независимо от
· Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем
· Отслеживается внешний результат, главным образом уровень усвоения
· Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами
Деятельностный способ обучения:
· Опора на внутренние мотивы деятельности
· Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели
· Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика
· Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе обучения
· Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов
Таким образом, изучая личность учителя как педагога-профессионала, творческую личность, можно обратиться к историческому опыту суфийского учения в арабской традиции и перефразировать их.
Заповеди современного учителя самому себе:
1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе
2. Сопроводи его позитивную самореализацию
3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам.
4. Ищи истину вместе с ними.
5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.
Процесс передачи ответственности возможен не только в социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за достижения в ней - мечта, наверное, всех учителей.
Она состоит из нескольких этапов, следуя которой учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть отрицательное отношение к учебе и добиться того, чтобы он успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами:
1. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету, предоставить ему возможность поверить в собственные силы и способность достичь успеха.
2. Учитель должен оценить, что известно, а что нет ученику по предмету, с тем чтобы разработать программу обучения.
3. Программу следует структурировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха
4. Учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определять зоны трудностей.
5. Должна быть установлена система поощрения за успех и выполнение задания.
Передавать детям ответственность - работа психологически тяжелая для учителя. Многие учителя испытывают сомнения по поводу разумности таких шагов и боятся, что дети выйдут из-под контроля.
Происходит это потому, что учителя стремятся быть хорошими педагогами, а «хороший» в их понимании - тот, кто не дает детям ошибаться и всячески облегчает им жизнь.
Передача ответственности – строится на доверии и уважении. И детям, и взрослым, в том числе и учителям, свойственно ошибаться.
Пусть ребенок приобретает опыт ошибок и их решения в детстве, когда он не несет груза ответственности за окружающих его людей.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт, человек начинает самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием.
Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Стимулирующую роль играет «самооценка». У большинства учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию поможет кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
· Верить в каждого ребёнка и его возможности;
· Оценивать не личность, а действия, поступки;
· Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
· Проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
· Не торопиться с выводами;
· Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Педагогическое стимулирование понимается как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением; как своевременная оценка деятельности учащегося.
Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:
· Оценка
· Запись благодарности в дневник
· Словесное поощрение
· Групповая работа
· Назначение консультантом
· Выставка лучших работ
Наиболее часто называются стимулы:
§ В 5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористические минутки, взаимопроверка;
§ В 6-7-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
§ В 8-11-х классах – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.
Познавательный интерес есть у каждого ребёнка и он тесно связан с познавательной мотивацией, его отсутствие на ранних этапах развития – признак психического отклонения ребёнка.
В психологии есть понятие «зона ближайшего развития». Эта зона определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но осуществляет с помощью взрослого, что потом становится его собственным достоянием.
Учителя-предметники не всегда замечают интересы учащихся в другой сфере.
Познавательный интерес стимулируется иногда благодаря тому, что учитель оценивает не только формальный результат работы, но и те усилия, которые прикладывает ученик в процессе его выполнения.
Итак, познавательный интерес – это состояние, которое нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он останавливался.Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
Общие показатели успешного обучения:
1. Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
2. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.
3. Обучение без стрессов, особенно в кризисные периоды развития.
4. Стабильность здоровья учащихся.
5. Удовлетворённость учителя своей работой.
Каждому ребёнку учиться приятно тогда, когда он чувствует успех, когда он верит в свои способности.
Какие бы частные задачи не решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.
Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом. Хочется обратить внимание на типичные ошибки педагогов при оценивании обучающихся на уроках:
Традиционный контроль, (проводится в форме опроса, является выборочным и случайным), при этом создается нервно-напряженная обстановка.
Традиционные формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся: приемы и способы, обеспечивающие усвоение учебного материала.
На процесс оценивания знаний не влияет качество работы учителя.
Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным обучающимся.
Существуют основные требования системы оценивания знаний обучающихся:
1. Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый обучающимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
2. Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
3. Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,
4. Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание обучающимися своих достижений (рефлексия).
5. Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
6. Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
7. Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.
Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми.
Пожелание всем учителям:
1. Быть преданными ученикам и делу обучения
2. Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство
3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями
4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.
«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»
Василий Александрович Сухомлинский
Автор(ы): Богданова Елена Николаевна
Приложения: