Педагогическое мастерство и качество
образования учителя предметника

Богданова Елена Николаевна,
 учитель математики ГБОУ школа 497
Невского района Санкт-Петербурга

Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому учителя должны не только осознавать свои способности, но и уметь  их применять в различных видах инновационной педагогической деятельности. 

 Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство очень часть воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Возникает  ряд проблемных вопросов при использовании понятия "педагогическое мастерство": 
1. Может ли каждый учитель овладеть педагогическим мастерством? 
2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3. Что является критериями педагогического мастерства? 
4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий. 
        

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать:

§  профессионализм,

§  компетентность,

§  продуктивность,

§  социально направленные личностные качества.

Личность педагога в традиционной системе обучения:

При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель в основном озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, чаще всего происходит в форме монолога учителя. Поэтому в учебном процессе возникает много проблем.

Главными из них являются:

§  низкий уровень навыков общения,

§  невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса.

Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное  прохождение программ.

Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность  в межличностных отношениях.

Опытный педагог знает, что ин­формация учителя - это еще не знание ученика.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен настроить  ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность.

Очень часто силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

Вот как выглядит сравнительная таблица деятельности учителя в традиционной и развивающей технологии обучения: 

Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения: 

Объяснительный способ обучения:

·             Используются внешние мотивы деятельности

·             Выбираются педагогом, часто используются привычные средства, независимо от

·             Организуются инвари­антные действия, пре­дусмотренные учите­лем

·             Отслеживается внеш­ний результат, главным образом  уровень ус­воения

·             Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами

Деятельностный способ обучения:

·             Опора на внутренние мотивы деятельно­сти

·             Совместный с учащимися выбор разнооб­разных обучающих средств, адекватных цели

·             Вариативность действий, создание ситуа­ции выбора в соответствии с возможно­стями ученика

·             Главное - внутренние позитивные лично­стные изменения в процессе обучения

·             Самооценка на основе применения инди­видуальных эталонов

 

Таким образом, изучая личность учителя как педагога-профессионала, творческую личность, можно обратиться к историческому опыту суфийского учения в арабской традиции и перефразировать их.

Заповеди современного учителя самому себе:

1.     Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообраз­ное его природе

2.     Сопроводи его позитивную самореализацию

3.     Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам.

4.     Ищи истину вместе с ними.

5.     Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

 

Процесс передачи ответственности возможен не только в  социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за достижения в ней - мечта, наверное, всех учителей.  

Она состоит из нескольких этапов, следуя которой  учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть отрицательное отношение к учебе и добиться того, чтобы  он успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами:

1.     Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету,  предоставить ему возможность поверить в собственные силы и способность достичь успеха.

2.     Учитель должен оценить, что известно, а что нет ученику по предмету, с тем чтобы разработать программу обучения.

3.   Программу следует структурировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха

4.     Учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определять зоны трудностей.

5.   Должна быть установлена система поощрения за успех и выполнение задания.

 

Передавать детям ответственность - работа психологически тяжелая для учителя. Многие учителя испытывают сомнения по поводу разумности таких шагов и боятся, что дети выйдут из-под контроля.

Происходит это потому, что учителя стремятся быть хорошими педагогами, а «хороший» в их понимании - тот, кто не дает детям ошибаться и всячески облегчает им жизнь.

Передача ответственности – строится на доверии и уважении. И детям, и взрослым, в том числе и учителям, свойственно ошибаться.

Пусть ребенок приобретает опыт ошибок и их решения в детстве, когда он не несет груза ответственности за окружающих его людей.

 Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться

На развитие  и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт, человек начинает самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием.

Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Стимулирующую роль играет «самооценка». У большинства учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию поможет кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

·         Верить в каждого ребёнка и его возможности;

·         Оценивать не личность, а действия, поступки;

·         Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;

·         Проявлять  внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

·         Не торопиться с выводами;

·         Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

 

Педагогическое стимулирование понимается как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением; как своевременная оценка деятельности учащегося.

 Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

·     Оценка

·     Запись благодарности в дневник

·     Словесное поощрение

·     Групповая работа

·     Назначение консультантом

·     Выставка лучших работ

 

Наиболее часто называются стимулы:

§    В 5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористические минутки, взаимопроверка;

§    В 6-7-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;

§    В 8-11-х классах – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

 

Познавательный интерес есть у каждого ребёнка и он тесно связан с познавательной мотивацией, его отсутствие на ранних этапах развития – признак психического отклонения ребёнка.

 

В психологии есть понятие «зона ближайшего развития». Эта зона определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но осуществляет с помощью взрослого, что потом становится его собственным достоянием.     

Учителя-предметники не всегда замечают интересы учащихся в другой сфере. 

Познавательный интерес стимулируется иногда благодаря тому, что учитель оценивает не только формальный результат работы, но и те усилия, которые прикладывает ученик в процессе его выполнения.

Итак, познавательный интерес – это состояние, которое нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он останавливался.Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

Общие показатели успешного обучения:

1.   Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.

2.   Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.

3.   Обучение без стрессов, особенно в кризисные периоды развития.

4.   Стабильность здоровья учащихся.

5.   Удовлетворённость учителя своей работой.

      Каждому ребёнку учиться приятно тогда, когда он чувствует успех, когда он верит в свои способности.

 

Какие бы частные задачи не решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом. Хочется обратить внимание на типичные ошибки педагогов при оценивании обучающихся на уроках:

                Традиционный контроль, (проводится в форме опроса, является выборочным и случайным), при этом  создается нервно-напряженная обстановка.

Традиционные  формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся:   приемы   и   способы, обеспечивающие усвоение учебного материала.

На процесс оценивания знаний не влияет качество работы учителя.

Учителя, (сами  не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным обучающимся.

                 

Существуют основные требования системы оценивания знаний обучающихся:

1.           Система оценивания  должна  давать возможность сверить достигнутый обучающимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

2.           Необходимо фиксировать  изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и  динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности.  Желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.

3.           Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации,  прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,

4.           Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание обучающимися своих достижений  (рефлексия).

5.           Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

6.           Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

7.           Система оценивания должна быть выстроена таким образом,  чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.

 

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми.

Пожелание всем учителям:

1. Быть преданными ученикам и делу обучения

2. Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство

3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями

4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

 

«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»

Василий Александрович Сухомлинский 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор(ы): Богданова Елена Николаевна
Приложения: