Развитие познавательной активности детей раннего возраста
посредством игровых технологий раннего развития

Карло Оксана Олеговна

Ранний возраст — это уникальный период в жизни каждого ребенка, когда закладываются основы личности, формируются базовые умения и навыки, развивается мышление и познавательная активность. Именно в этот период окружающий мир воспринимается ребенком как нечто новое, интересное и увлекательное. Особого внимания в этот период заслуживает поддержка познавательной активности. Раскрывая тему, стоит начать с определения. Познавательная активность — это стремление ребенка к получению новых знаний, умений и навыков, проявляющееся в любопытстве, исследовательском поведении, желании экспериментировать. В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) познавательная активность проявляется в виде:
•    стремления к самостоятельному исследованию окружающего мира;
•    попыток подражания взрослым;
•    эмоционального отклика на новые предметы и явления;
•    постоянного потока вопросов.
Для успешного развития этих качеств необходимо создавать условия, в которых ребенок сможет проявлять инициативу, экспериментировать, делать выводы и получать удовольствие от самого процесса познания.
Широкие возможности для развития познавательной активности детей представляют современные педагогические технологии. В целом, технологический подход к обучению и воспитанию детей позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Сегодня педагогической науке известно множество технологий, которые позволяют создать необходимые для гармоничного развития малышей условия.
Совершенно объективно считать, что одним из наиболее эффективных средств стимулирования познавательной активности детей раннего возраста являются игровые технологии, которые позволяют сделать процесс обучения естественным, эмоционально окрашенным и максимально приближенным к потребностям ребенка.
Игровые технологии представляют собой совокупность методов, приемов и форм организации образовательного процесса, в основе которых лежит игра - ключевой вид деятельности, через который ребенок познает мир, учится взаимодействовать с окружающими и развивает свои способности.
Рассмотрим некоторые методики раннего развития, зарекомендовавшие свою эффективность за долгий период внедрения в образовательную практику. Личный опыт работы по их внедрению позволил систематизировать, обобщить и сделать выводы по каждой из них. Рассмотрим их ниже. 
Методика Шичиды: стимуляция мозга через игру и обучение
Методика Шичиды, разработанная японским педагогом и психологом Макото Шичида, акцентирует внимание на раннем развитии интеллекта детей. Она основывается на принципе, что дети до 6 лет обладают «интуитивным мышлением» и способностью к быстрому усвоению информации. Метод включает в себя игровые упражнения, направленные на развитие памяти, внимания и ассоциативного мышления.
Автор делает акцент на развитии правого полушария, считая, что в возрасте от 0 до 3 лет у человека в большем своем преимуществе задействовано правое полушарие головного мозга, которое является бескрайним архивом нашей памяти. И все, что туда попало, остается там на протяжении всей нашей жизни. Занимаясь по данной методике, ребенок будет быстро читать и запоминать невероятные объемы информации, показывать отличные спортивные результаты, сможет овладеть несколькими иностранными языками и играть на музыкальных инструментах, это лишь небольшой перечень возможностей.
Говоря о принципах методики Шичиды, можно выделить следующие: 
•    все дети рождаются гениями;
•    крайне важна крепкая связь между родителями и ребенком;
•    доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;
•    стимулирование детей должно проводиться при участии всех пяти органов чувств;
•    повторение и последовательность являются ключом к успеху в обучении.
Методика Шичиды включает в себя использование не только традиционных игрушек, но и различных карточек, аудио- и видеозаписей, что позволяет детям максимально погрузиться в процесс обучения. Среди упражнений, предлагаемых автором, можно выделить следующие: «Аккумулирование энергии», «Дыхательные упражнения», «Сенсорные практики», «Аффирмации», «Сетка памяти», «Мандалы», «Цепочка памяти» и др.
Важным аспектом методики является активное вовлечение родителей в учебный процесс. Благодаря этой методике, учимся ценить время, проведенное с родителями. Здесь взрослый не наставник, а друг, сотоварищ. С ним не страшно, он всегда придет на помощь. А если он так увлекательно что -то делает, малышу тоже обязательно понравится. Главное — это делать искренне, от души.
Как показывает практика, дети, обучающиеся по методике Шичиды, демонстрируют высокую степень любознательности и стремление к познанию нового. Упражнения направлены на развитие зрительной и слуховой памяти, что значительно расширяет их возможности в дальнейшем обучении. В результате применения этой методики дети становятся более уверенными, самостоятельными и способными принимать решения.
Методика Никитиных: развитие через взаимодействие с окружающим миром
Методика Никитиных, разработанная российскими педагогами Никитиными, делает акцент на самостоятельном познании мира и взаимодействии детей с окружающей действительностью. Эта система обучения основана на принципах свободы выбора и активного участия детей в определении учебного процесса.
При обучении по системе Никитиных используются разнообразные дидактические материалы, конструкторы и игры. Это позволяет детям сами выбирать, что и как они хотят изучать. Такие методы способствуют формированию у детей интереса к исследованию и изучению окружающего мира. Исследования показывают, что такие подходы развивают у детей креативность и уверенность в своих способностях.
Можно отметить, что принципиальным моментом в методике является отсутствие жестких рамок и необходимость следовать заранее установленному плану. Это стимулирует у детей независимое мышление и желание познавать новое.
По мнению Никитиных, взрослые при взаимодействии с детьми часто склоняются к крайним подходам. С одной стороны, это чрезмерная организованность — постоянные занятия, игры и излишняя забота, которые не оставляют ребенку времени для самостоятельной активности. С другой стороны, существует заброшенность, когда общение с детьми сводится лишь к удовлетворению базовых потребностей, таких как кормление и укладывание спать. Это может привести к депривации и задержкам в психоэмоциональном развитии.
В противоположность этим крайностям, воспитательная система Никитиных основывается на естественности, креативности, посильном труде и близости к природе. Взрослые не принуждают малышей к действиям, а лишь помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях и мягко направляют их. Главной целью воспитания является полное раскрытие творческих способностей ребенка и подготовка его к взрослой жизни.
Ключевая особенность игр Никитиных — их многофункциональность и большой простор для творчества. Любая игра включает в себя перечень задач, которые малыш решает посредством кубиков, кирпичиков, квадратиков, деталей конструктора и пр. Задания предлагаются от простого к сложному.
Среди самых известных игр, доступных детям раннего возраста, можно выделить «Сложи квадрат», «Сложи узор». 
Кратко подытоживая, можно выделить основные особенности методики:
•    Использование развивающих игр и конструкторов, которые требуют поиска решений, а не простого повторения образца.
•    Принцип «не мешать ребёнку учиться», то есть взрослый только направляет, а не делает за ребёнка.
•    Поощрение самостоятельности, инициативы и исследовательского поведения.
Методика Монтессори: обучение в свободной среде
Методика Монтессори, разработанная итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, основывается на концепции «обучение через практику». Эта система обучения предполагает создание специально организованной образовательной среды, где дети могут самостоятельно исследовать, экспериментировать и учиться. В основе методики лежит принцип «Помоги мне сделать это самому», где взрослый выступает в роли наблюдателя и помощника, а не традиционного учителя. Дети могут выбирать, чем именно они будут заниматься в течение занятия, что способствует развитию их внутренней мотивации. За счет этого подхода дети могут развивать свои интересы, а также совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Обучение в системе Монтессори происходит с использованием специальных материалов, которые призваны помочь детям развивать важные навыки, такие как мелкая моторика, координация движений, а также логическое и абстрактное мышление. Исследования показывают, что дети, обучающиеся по этой методике, лучше справляются с задачами, требующими анализа и синтеза.
Итак, среди ключевых моментов методики хочется выделить следующие:
•    Подготовленная среда, где каждый предмет имеет своё место и назначение.
•    Специальные Монтессори-материалы, которые развивают сенсорное восприятие, мелкую моторику, логику, математику и речь.
•    Роль взрослого — наблюдать, помогать при необходимости, но не вмешиваться в самостоятельную деятельность ребёнка.
Стоит подчеркнуть, что методика Монтессори развивает познавательную активность детей, позволяя им самим определять свое обучение. Способность к самостоятельному выбору задач формирует у детей уверенность в собственных силах и желание исследовать мир вокруг. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня их социального взаимодействия и эмоционального интеллекта.
Методика Дьенеша: использование игровых элементов в образовании
Методика «Блоки Дьенеша», созданная венгерским педагогом Золтаном Дьенешем, акцентирует внимание на использовании игровых элементов в обучении. Автор разработал набор геометрических фигур разной формы, цвета, размера и толщины. С помощью этих блоков развиваются:
•    Логическое мышление,
•    Классификация,
•    Анализ и синтез признаков предметов.
Дети учатся выделять существенные признаки, группировать объекты по разным основаниям.
Польза блоков Дьенеша для раннего развития детей вполне очевидна:
• Пространственное восприятие. Дети собирают фигуры друг на друга, используя их как строительные элементы, что способствует развитию их понимания расположения объектов в пространстве.  
• Ознакомление с геометрическими формами. Малышей можно ввести в такие основные понятия, как круг и шар, квадрат и куб, треугольник и пирамида.  
• Изучение характеристик объектов. В доступной форме дети знакомятся с понятиями цвета и размера, учатся выделять одинаковые предметы по определённым признакам. Например, одно из заданий состоит в том, чтобы ребёнок выбрал только жёлтые или только синие фигуры из всего разнообразия. На следующем этапе задача усложняется: найти все жёлтые фигуры круглой формы и так далее.  
• Развитие аналитического мышления. Выполняя задания, ребёнок учится анализировать информацию, сравнивать различные характеристики объектов и делать собственные выводы.  
• Умение находить ответ «от обратного». Одно из упражнений подразумевает нахождение фигуры «от обратного» — не синей, не толстой, не круглой и не квадратной. Это помогает ребенку развивать причинно–следственные связи и мыслить логически.
•    Математические способности. С помощью блоков Дьенеша удобно учит малышей счету, знакомить с простейшими математическими действиями.
Таким образом, применение методики Дьенеша предоставляет детям возможность самостоятельно исследовать мир через игру, что способствует развитию их познавательной активности и инициативы. Игровая форма обучения формирует интерес к учебному процессу и желание самостоятельно исследовать новые идеи. Это, в свою очередь, позволяет детям быстрее усваивать знания и применять их на практике.
«Дары Фребеля» - поэтапное развитие в игре 
Методика «Дары Фребеля» была разработана немецким педагогом Фридрихом Фребелем, основателем первого детского сада. Основная идея Фребеля — развитие ребёнка через игру с особыми дидактическими материалами, которые он называл «дарами». Это специально подобранные наборы простых геометрических форм, изготовленных из дерева: шары, кубы, цилиндры, палочки, кольца и другие элементы. Каждый набор предназначен для определённого возраста и этапа развития ребёнка.
Через применение методики решаются основные задачи:
•    Развитие сенсорного восприятия (ощупывание, сравнение, различение формы, величины, цвета, веса).
•    Формирование представлений о пространстве, форме, количестве и структуре.
•    Развитие мелкой моторики, координации движений, глазомера.
•    Воспитание творческого мышления, воображения, самостоятельности.
•    Формирование элементарных математических и конструкторских навыков.
Раскрывая принципы работы с «дарами Фребеля», можно выделить:
1.    Постепенность: Каждый новый «дар» вводится после освоения предыдущего, что позволяет двигаться от простого к сложному.
2.    Свобода творчества: Ребёнок может свободно комбинировать элементы, создавать свои конструкции, образы, узоры.
3.    Связь с окружающим миром: Через игру дети познают свойства предметов, закономерности природы и человеческой деятельности.
4.    Разнообразие деятельности: С «дарами» можно строить, выкладывать орнаменты, считать, сравнивать, придумывать истории.
Стоит подчеркнуть, что методика Ф. Фребеля является универсальной и подходит для детей с самого раннего возраста. Она закладывает основы математического, пространственного, творческого и речевого развития, формирует у ребёнка интерес к самостоятельному познанию мира.
Подводя итоги, хочется отметить, что перечисленные методики раннего развития детей являются традиционными, но несмотря на это играют значительную роль в формировании познавательной активности детей раннего возраста. Каждый из подходов имеет свои уникальные особенности, однако все они направлены на стимулирование интереса детей к обучению через игру и активное взаимодействие с окружающим миром.
Результаты применения этих методик подтверждаются личным опытом. Дети, становятся более инициативными, самостоятельными и способными к обучению. Я убеждена, что в дальнейшем, этот опыт будет способствовать их успехам в учебе и жизни в целом.
В заключение хочу напомнить, что познавательная активность — это важный аспект развития детей раннего возраста. Взрослым, находящимся в окружении детей, необходимо создавать благоприятные условия для свободной, творческой, самостоятельной деятельности детей, поддерживать их инициативу и интерес к познанию окружающего мира. А это значит, педагогам необходимо действовать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.  Только в этом случае можно ожидать гармоничного развития личности и успешного освоения новых знаний и умений в будущем.

Список источников
1.    Мальцева И.В. Раннее развитие: лучшие методики и игры / И.В. Мальцева. – М.: Азбука, 2009. 
2.    Смирнова Е.О., Рябкова И.А., Абдулаева Е.А. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. Методическое пособие / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова, Е.А. Абдулаева. - Мозаичный парк, 2020.
3.    Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.


Автор(ы): Карло Оксана Олеговна
Приложения: