Гарденотерапия в коррекционной работе с молодыми людьми,
имеющие ментальные нарушения

Казакова Елена Леонидовна

Современные методы коррекционной работы с молодыми людьми, имеющими ментальные нарушения (интеллектуальные расстройства, расстройства аутистического спектра, синдром Дауна и др.), включают разнообразные психолого-педагогические и терапевтические подходы. Одним из таких эффективных методов является гарденотерапия(садово-огородная терапия) – направление социальной и психологической реабилитации через взаимодействие с растениями и природой. 

Гарденотерапия - английское слово означающее сад, растения то есть лечение садом растениями, так же называют комнату или помещение с растениями и цветами которые радуют глаз и душу. Гарденотерапия это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения обучающихся к работе с растениями.

Известно, что работа с растениями благотворно влияет на физическое и психологическое благополучие человека и является одним из старейших видов активной терапии.

Недавно учеными были обнародованы заключения о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учёбой. Важно не только научить молодых людей выращивать зелень, но привить им уважение к природе, умение ценить её, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни.

В России пока такая профессия отсутствует в перечне специальностей, но существует широкий спектр программ садовой терапии. Так 2012 году в реабилитационном центре проводился семинар по программе «Гарденотерапия для детей, подростков, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья» разработанной Полярно-альпийским ботаническим сад-институтом Кольского научного центра Российской академии наук.

Элементы гарденотерапии включаемые в различные виды коррекционного воздействия, позволяют нам создать своеобразную атмосферу, способствующую плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающими. В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе, благотворное влияние красоты природы и возможность практического использования результатов труда, кроме того, этот вид деятельности благотворно влияет на психику воспитанников. Наглядность плодов деятельности находится в прямой зависимости от усилий, которые воспитанник вкладывает в свой труд.

В процессе занятий  воспитанники знакомятся с различными видами семян и растений, учатся различать обычные и декоративные сорта, сами сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения, сравнивают результат. Учатся быть терпеливыми, внимательными, заботливыми и трудолюбивыми. Гарденотерапия позволяет воспитанникам узнать о многообразии форм и цвета плодов и растений, правилах и условиях сбора семян растений, расширяются знания о растительном мире. Воспитанники с ограниченными возможностями учатся изготавливать поделки из природного материала, передавая образы и характеры своих героев, что дает формирование целостной картины мира природы. Ухаживая за цветами и животными, воспитанники преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни! И именно этот метод важен в реабилитации.

Коррекционные возможности гарденотерапии.

Развитие познавательной активности, коррекция эмоциональной сферы, расширения функциональных возможностей кистей рук, развитие элементов трудовых навыков:

Когнитивное развитие

- Внимание и память: уход за растениями требует запоминания последовательности действий (полив, рыхление, посадка). 

- Логическое мышление: понимание причинно-следственных связей (растение растет при правильном уходе). 

Эмоционально-волевая сфера

- Снижение уровня стресса за счет контакта с природой. 

- Формирование положительных эмоций от результата (выращенный цветок или овощ). 

- Развитие терпения и усидчивости. 

Социальная адаптация 

- Групповые занятия в сенсорном саду способствуют развитию навыков общения. 

- Совместные проекты (например, создание клумбы) учат работе в команде. 

Различные мероприятия, используемые в гарденотерапии и направленные на повышение эмоционального подъёма воспитанников с ограниченными возможностями, позволяют усилению чувства собственного достоинства и веры в себя, становлению адекватной самооценки. Для этого отбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Так, например, воспитанники реабилитационного центра, Григорьев Андрей, Транковская Кристина, Вешкин Эдуард и другие в начале проявляя малый интерес к растениям в последствии достигли больших успехов в цветоводстве. Сегодня они самостоятельно планируют, создают, выращивают посадочный материал для клумб, которые радуют глаз, поднимают хорошее настроение как воспитанникам так и взрослым. Ребята слышат положительные отзывы о своей работе. Тем самым воспитывается чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, приведшие к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Работа в группе улучшает, межличностные отношения между воспитанниками разных групп Реабилитационного центра. Воспитанники понимают, что от них зависят живые существа.

Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Воспитанники раскрывают в себе новые ресурсы и тем самым улучшают качества жизни.

При реализации принципа наглядности применяемой в гарденотерапии значительным является наблюдения и уход за растениями, это уменьшает проявление агрессии, приводит к улучшению самоконтроля через перераспределение агрессивной энергии. У воспитанников наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдете растениями на следующей неделе, в следующем году. Например, важно наблюдение за открытием цветочного бутона или за растениями. Так с этой целью мы приобрели для оранжереи растение стыдливая мимоза, листья которой обладают способностью реагировать на прикосновение, они моментально складываются и опускаются, а также красиво цветущие растения. Биологически активные вещества, выделяемые растениями в атмосферу, которые убивают патогенные микроорганизмы и очищают воздушную среду, так же способствуют оздоровлению растениями. В течение работы используя методику гарденотерапии наблюдаю динамику у воспитанников с ограниченными возможностями:

1.     Улучшились взаимодействия внутри группы. Воспитанники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, что хорошо способствует развитию речи.

2.     Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье.

3.     Мы получаем заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко—арома и цветотерапии.

Зрительные образы, звуки, запахи, которые окружают нас, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции воспитанников с ограниченными возможностями.

Гарденотерапия является перспективным направлением в коррекционной работе с молодыми людьми, имеющими ментальные нарушения. Она не только развивает практические навыки, но и способствует эмоциональной стабильности и социализации. Внедрение данного метода в реабилитационные программы требует дальнейшего изучения и адаптации под конкретные потребности целевой группы.

Литература

1. Бережная О.Н. Гарденотерапия как метод психокоррекции. – М., 2020. 

2. Кавокин С.Г. Реабилитация через природу: методы экотерапии. – СПб, 2019. 

3. Davis, S. Horticultural Therapy: A Guide for Mental Health Professionals. – NY, 2018.

 

Подготовила:

Педагог дополнительного образования Казакова Е.Л..


Автор(ы): Казакова Елена Леонидовна
Приложения: