Эффективные методы коррекции эмоциональных
и поведенческих проблем детей в школе:
рисование песком и правополушарное рисование

Шумкова Ирина Геннадьевна

В современных образовательных условиях все чаще встречаются дети с эмоциональными и поведенческими трудностями. Особенно остро эта проблема проявляется у детей из социально неблагополучных семей. В статье рассматриваются два эффективных арт-терапевтических метода с богатой историей: рисование песком, корни которого уходят к работам Карла Густава Юнга, и правополушарное рисование, разработанное профессором Бетти Эдвардс. Анализируется их эффективность, нейропсихологические механизмы воздействия и практические рекомендации по применению в школьной среде.

 Рисование песком: от Юнга до современной терапии

Метод работы с песком как терапевтический инструмент берет свое начало в глубинной психологии Карла Густава Юнга. В начале XX века Юнг заметил, что создание образов из песка помогает пациентам выражать бессознательные переживания. Важнейшим элементом классической юнгианской песочной терапии является применение миниатюрных фигурок, которые К.Г. Юнг называл "архетипическими образами". В своей практике он использовал: Типология фигурок :Архетипические персонажи (король, мудрец, воин)., Животные (реальные и мифологические),

Символы природы (деревья, камни, водоемы), Предметы культуры (мосты, дома, транспорт)

 Он рассматривал песочные композиции как проекцию внутреннего мира, где каждая фигура и символ имели психологическое значение.

В 1920-х годах британский педиатр Маргарет Ловенфельд развила этот подход, создав "технику мира" (World Technique) - прообраз современной песочной терапии. Дети строили в песочнице целые миры, что позволяло психологам диагностировать их эмоциональное состояние.

Современная школа сталкивается с необходимостью не только обучать, но и помогать детям справляться с психологическими трудностями. По данным исследований, до 40% учащихся испытывают повышенный уровень стресса, что негативно влияет на их успеваемость и социализацию . Особенно уязвимы дети из неблагополучных семей, состоящие на учете у школьного психолога.. Арт-терапия – один из наиболее мягких и действенных способов коррекции эмоциональных и поведенческих проблем. Среди ее методов особое место занимают рисование песком.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденный по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования. Песок, по утверждению психологов, поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Здесь песок выступает как особое средство для рисования и воспроизведения различных узоров всевозможных жизненных ситуаций.

Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Это помогает ребенку начать разговаривать и делиться своими эмоциями через рисунки на песке, которые могут быть мгновенно преобразованы из негативных в радостные и дружелюбные. Школьникам младших классов помогает найти выход из сложившейся, затруднительную ситуации  сказкотерапия. Ученик с учителям рисуют  персонажей сказки и ребенок  непосредственно ассоциируют себя с каким либо героем и в процессе рассказа и рисования находит выход .

 Примеры упражнений в школе «Мое настроение» – ребенок рисует на песке свои эмоции, затем трансформирует их в позитивные образы, песочные истории» – создание сюжетов для отработки конфликтных ситуаций.

Как раннее было написано, что важнейшим элементом классической юнгианской песочной терапии является применение миниатюрных фигурок, то сейчас современная песочная терапия активно интегрирует новые материалы, среди которых особое место занимают камни Марблс - разноцветные стеклянные камешки, обладающие уникальными терапевтическими свойствами. Этот метод сочетает классические принципы юнгианской песочной терапии с современными сенсорными подходами. Психологические механизмы воздействия: тактильная стимуляция:, гладкая поверхность камней успокаивает, прохладная температура активирует тактильные рецепторы, вес и форма создают кинестетическую обратную связь.

Визуальное воздействие: игра света в стеклянных камнях, цветотерапевтический эффект, создание мандалообразных композиций,.Практическое применение Диагностический потенциал: выбор цвета (тревожные дети чаще выбирают темные оттенки), способ расположения (хаотичное/упорядоченное),количество используемых камней.

Коррекционные техники: "Река эмоций", создание цветных дорожек из камней, ассоциация цветов с эмоциональными состояниями, возможность трансформации композиции, "каменный баланс": построение башенок из Марблс, развитие эмоциональной устойчивости, тренировка терпения и концентрации.

Младшие школьники: Простые сортировки по цвету/размеру, создание узоров по образцу, игры на тактильное различение. Подростки:Создание сложных мандал, работа с метафорическими образами, групповые проекты.

Подведем итог: механизмы воздействия рисования песком.

Тактильная стимуляция – работа с песком активирует сенсорные рецепторы, что снижает уровень кортизола (гормона стресса).

Свобода самовыражения – нет страха ошибки, можно легко изменить изображение.

Невербальная терапия – помогает проработать травматичные переживания без прямого обсуждения.

 Эффекты у детей с поведенческими проблемами

Снижение агрессии – песок поглощает негативную энергию.
 Уменьшение тревожности – монотонные движения успокаивают.
 Развитие саморегуляции – ребенок учится контролировать свои действия.

 

Правополушарное рисование: революционный метод Бетти Эдвардс

В 1979 году профессор искусства Бетти Эдвардс опубликовала книгу "Откройте в себе художника", где представила новаторскую методику обучения рисованию. Основываясь на исследованиях Роджера Сперри о функциональной асимметрии мозга, Эдвардс разработала систему упражнений, которые:

Снижают активность левого полушария (ответственного за логику и критику), активируют правое полушарие (творчество, целостное восприятие)

Это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.  и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов.

Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно  оригинальность и непонятность  этих упражнений помогает отключать логику.  Используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и др., позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии. Правостороннее рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. Одно из самых действенных упражнений - копирование перевернутых контурных рисунков. Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа. Благодаря специальным упражнениям человек входит в «П-режим». Во время него работа левого полушария прекращается. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает.                                                                         Метод правополушарного рисования позволяет: проявить индивидуальность, упростить творческий процесс, отключить анализ деятельности, обрести внутреннюю гармонию, раскрыть творческие способности, избавиться от внутренних преград, стать более внимательными к людям и окружающему миру.

 Польза для детей с эмоциональными нарушениями: снижение перфекционизма – «неправильных» рисунков не бывает, раскрепощение – спонтанные линии и цвета помогают выплеснуть эмоции, повышение уверенности – быстрый результат дает ощущение успеха.

 Практические приемы: «Рисование двумя руками» – синхронизация полушарий, улучшение концентрации, «Кляксография» – развитие воображения, снятие зажимов.

Рисование песком и правополушарное рисование – эффективные, доступные и безопасные методы коррекции эмоциональных и поведенческих проблем у школьников. Их применение особенно актуально для детей из неблагополучных семей, так как эти техники:

не требуют специальной подготовки, снижают сопротивление терапии, дают быстрые положительные результаты.

Внедрение данных методик в школьную практику может значительно улучшить психологический климат в классах и помочь детям справиться с внутренними трудностями.

 

 

 

 


Автор(ы): Шумкова Ирина Геннадьевна
Приложения: