Методические рекомендации по организации работы ГПД

Шилова Екатерина Александровна

Общие требования безопасности в группе продленного дня

На территории школы и в учебных кабинетах воспитатели должны соблюдать следующие правила:

– выполнять свои должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка;

– руководители кружков (в случае посещения кружка в школе) перед началом занятий забирают обучающихся из кабинета ГПД, а после окончания занятий провожают их в кабинет ГПД либо до выхода из школы;

– воспитатель отпускает детей из ГПД в случае необходимости при наличии письменного заявления от родителей;

– в случае травмирования учеников педагог должен немедленно сообщить об этом медицинскому работнику школы и вызвать скорую помощь (в зависимости от сложности ситуации).

Во время работы ГПД воспитателю необходимо обращать внимание на воздействие следующих вредных факторов на обучающихся:

– нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;

– нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;

– поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.

Обучающимся группы продленного дня необходимо придерживаться определенных правил:

– при проведении самоподготовки, посещении столовой, на прогулке соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;

– выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности;

– передвигаться по городу в сопровождении воспитателя организованно, парами, не выходя из строя;

– не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и территории школы, не покидать специально отведенное для прогулки место;

– быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе;

– не прикасаться к техническим и методическим средствам обучения;

– не входить в столовую в верхней одежде.

При проведении самоподготовки, прогулок, посещении столовой соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. В процессе самоподготовки обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место. В случае нарушения правил по охране труда, всем обучающимся вновь проводится внеплановый инструктаж.

 

Гигиенические требования к группе продленного дня.

Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение режима дня в группе. Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:

– помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание);

– должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр;

– у каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены;

– дети должны находиться на воздухе не менее 1 часа (при условии работы ГПД на 1 ставку);

– спортивные занятия должны быть не менее 20–40 минут в случае работы воспитателя ГПД на полную ставку;

– приготовление домашнего задания: для обучающихся 1-х классов –

не предусмотрено, для обучающихся 2–3-х классов – не более полутора часов

(в случае работы воспитателя ГПД на полную ставку);

– перерывы между выполнением домашнего задания 10–15 минут;

– в перерывах включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.

1. Порядок комплектования и организация деятельности группы продлённого дня

1.1. Образовательное учреждение открывает ГПД по желанию родителей (законных представителей).

1.2. Зачисление в ГПД и отчисление осуществляется приказом директора учреждения по заявлению родителей (законных представителей).

1.3. Образовательное учреждение организует ГПД для обучающихся I—IV классов с предельной наполняемостью для обучающихся 1-й ступени не менее 25 человек.

1.4. Деятельность ГПД регламентируется планом работ воспитателей и режимом дня, которые утверждаются заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

1.5. Недельная предельно допустимая нагрузка в ГПД - не более 30 ч.

1.6. Работа ГПД строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава Российской Федерации по организации и режиму работы групп продленного дня.

1.7. В ГПД продолжительность прогулки для обучающихся 1-й ступени составляет не менее 2 ч. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения. В I классе со второго полугодия - до 1 ч; во II классе - до 1,5 ч; в III—IV - до 2 ч.

1.8. В ГПД сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) с их участием в мероприятиях эмоционального характера после самоподготовки.

1.9. В образовательном учреждении организуется 2-разовое горячее питание для воспитанников ГПД.В конце прогулки необходимо кратко подвести итоги на постоянном месте сбора. Каждая прогулка завершается обобщающей беседой с вопросами: «Что вы видели?», Какой сделали из этого вывод?» Это важно, так как всякая последующая прогулка потребует от учеников новых наблюдений и серьезного внимания.

В зависимости от погодных условий воспитателю необходимо проследить за одеванием детей.

4.6. Правила одевания:

• одеваться нужно снизу вверх, т. е. сначала надевают теплые штаны, кофты, затем верхнюю одежду и обувь;

• все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны аккуратно;

• воспитатель проверяет, как одеты дети (можно проводить эту процедуру в игровой форме, например объявив конкурс на скорость и аккуратность);

Исходя из целей и задач, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением детей. По окончании прогулки воспитатель подводит итоги, обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду.

5. Игровая деятельность

По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (I—II классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение.

Необходимые условия для успешной игровой деятельности:

• естественность;

• теплая забота и принятие;

• полный эмоциональный контакт.


Автор(ы): Шилова Екатерина Александровна
Приложения: