Памятники архитектуры: православные храмы и монастыри
Ясенская Ольга Анатольевна,
воспитатель ГПД ГБОУ Школа № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
| Тема занятия: «Памятники архитектуры: православные храмы и монастыри» | |||
| Тип занятия: открытие новых знаний | |||
| Цель занятия: формирование у учащихся представления о православном храме и монастыре, значении в жизни православного человека | |||
Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с назначением храма и монастыря; формировать представление о их ценностях как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. Развивающие: развивать интерес к знаниям о храмах, монастырях, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: понимать роль места храма и монастыря в православной культуре, в жизни человека и общества. | Метапредметные: Регулятивные УУД: - уметь определять цель занятия с помощью воспитателя; - осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь. Коммуникативные: - строить понятия и высказывания в рамках диалога, используя термины; - приходить к общему решению при работе; - формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем и с достаточной точностью формулировать свои мысли; - формулировать собственное мнение. Познавательные: - стимулировать познавательный процесс; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; - выделять существенную информацию из сообщений разных видов. | Личностные: воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православного народа; расширять кругозор, словарный запас. | |
Ресурсы занятия: 1. Презентация «Храмы и монастыри России». 2. Иллюстративный материал. 3. Аудиозапись колокольного звона. | |||
Ход занятия | |||
Содержание деятельности воспитателя ГПД | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
- Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наше занятие пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, вам захочется поразмыслить на эту тему ещё. - Желаю нам успешной работы! Хочу начать наше занятие с народной мудрости: «Не смотри на себя — соблазнишься, не смотри на людей — усомнишься, смотри на Христа — укрепишься». | Подготовка к работе на занятии. Эмоциональный настрой. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
1). Звучит церковная музыка. - Очень благоприятно слышать колокольный звон. Для меня это какой-то внутренний восторг, его можно сравнить с началом весны, когда чувствуешь тепло солнца и пение птиц. Чувство ответственности и долга Покой в душе - какой-то праздник в душе возникает в этот момент, когда слышу колокольный звон. - Где можно услышать такое пение? - Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку? Слайд № 1: жилые дома, стадион, монастыри, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д. - найдите среди этих фотографий ту, где можно услышать такое пение - что это такое (храм, монастырь) - кто из вас был в храме или монастыре? - для чего предназначен храм, монастырь?
2). Попробуйте сформулировать тему нашего занятия, о чём мы будем говорить? - Верно, мы будем говорить о храмах и монастырях нашей страны Слайд № 2: с темой «Храмы и монастыри России»). - Храм и монастырь отличаются назначением и функциями. Эти понятия относятся к разным аспектам религиозных сооружений. -А кто знает, что такое храм и монастырь?
|
Ответы учащихся: церкви, храмы, монастыри
Ответы учащихся: образное представление
Ответы учащихся: о храмах, монастырях и их предназначениях для народа
Выступление заранее подготовленных учеников: 1). Храм[1] — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. ***Некоторые особенности: - в христианстве храмом называется только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия; - храмы могут принадлежать различным религиям, но у каждой религии «дом для молитвы» называется по-разному: мечеть у мусульман, синагога у иудеев, костёл у католиков и т. д. 2). Монастырь[2] — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, ей принадлежащих. ***Некоторые особенности: - как правило, монастырь — это комплекс различных зданий, в числе которых — храм. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
1). Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам, монастырям? - Что получают люди в храме, монастыре?
Проведение физкультминутки Вот мы руки развели,
2). У каждого человека есть дом, в котором он живет вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом и для верующих в Бога людей. Этот дом называется ХРАМОМ или МОНАСТЫРЁМ. Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений. Верующие во Христа любят свой дом, потому что в храме/монастыре душа верующего находит спокойствие и защиту. - А сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию по храмам и монастырям России (когда появились первые храмы и монастыри, их предназначение; интересные факты: **действующие храмы и монастыри: «… в краю белых ночей – Северная Пальмира», плавучие храмы России)
*** Выставка книг
- Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Во всех общественных местах существуют определенные правила поведения, и в храме/монастыре мы должны знать, как вести себя правильно, соблюдая церковный этикет:
- Ребята, давайте определим правила для посещающих храма/монастыря: | Ответы учащихся: - люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести; - все эти качества нужно беречь в себе - как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается; - душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним.
Выступление заранее подготовленных учеников: Слайд № 3, 4 1). Первые храмы и монастыри, их предназначение. 1.1. Десятинная церковь Пресвятой Богородицы — первый каменный православный храм на Руси, построенный в Киеве в 989–996 годах. Название получила от десятины, назначенной князем Владимиром на содержание храма. 1.2. На Руси первые православные храмы начали появляться ещё до официального признания христианства государственной религией. По преданию первый христианский храм на территории нашего Отечества был основан в Корсуни (Херсонесе) за много веков до крещения Руси святым апостолом Андреем Первозванным, посетившем в I веке по Рождестве Христовом Причерноморье для проповеди Слова Божия сарматам и тавро-скифам. По свидетельству древнерусских летописей, апостол Андрей, поднявшись по Днепру, у подножия Киевских гор сказал своим ученикам: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий, и воздвижет Бог много церквей». История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 867 году состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. С древних времён храмы были особым местом, носившим не только религиозное, но и социальное значение. В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения. В список всемирного наследия ЮНЕСКО внесены такие храмы Русской Православной Церкви, как Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Новгородский Успенский и Софийский собор во Владимире. (*** Храмы России в Приложении 1)
2.1. Киево-Печерская лавра — первый монастырь на Руси, основанный в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием из Любеча и его учеником Феодосием. Безусловно, монахи появляются в Руской Церкви сразу после крещения Руси уже в X веке. О них упоминает летописец, говоря о трапезах, которые устраивал святой князь Владимир для духовенства. Первые монастыри на Руси были преимущественно княжескими, так называемыми «ктиторскими» (ктитор – устроитель обители, на средства которого она существует). Из 68 обителей, известных на Руси в домонгольский период, две трети были построены князьями и другими частными лицами. Князья основывали обители на помин своей души, обстраивали их храмами, делали богатые вклады, а с начала XII века наделяли и землями. Однако, они считали эти монастыри своей собственностью и распоряжались в них по своему усмотрению. Часто русские князья незадолго до кончины принимали здесь постриг по византийскому обычаю. Естественно, что жесткая зависимость от ктитора не могла благоприятствовать монашескому подвижничеству. Княжеские монастыри были скорее местами отдохновения своих устроителей на исходе жизни. 2.2. Предназначение монастырей в России включает: **просветительскую и пастырскую деятельность - монахи были духовниками и учителями народа - при некоторых монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте и богословию; **социальное служение - монастыри оказывали помощь больным людям, инвалидам и больницам; также они организовывали православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; **сохранение национальной традиции - монастырь призван передавать духовный опыт религиозного основания мира и тем самым обеспечивать, развивать и воспитывать традиционные ценности. (*** Монастыри в Приложении 2)
Слайд № 5 2). Интересные факты: *** плавучие храмы России В России существовали плавучие храмы — суда, переоборудованные в церкви для миссионерской деятельности в отдалённых регионах. Традиция плавучих храмов началась ещё в царской России. В 1910 году на воду спустили первый плавучий храм — пароход «Князь Владимир». Тогда возникла необходимость духовного окормления жителей отдалённых речных и прибрежных поселений. «Князь Владимир» — это был пароход, переоборудованный в церковь для миссионерской работы в Сибири и на Дальнем Востоке. На его борту находился храм, школа и библиотека. После революции традиция плавучих церквей прервалась на десятилетия. (*** Плавучие Храмы в Приложении 3)
Читают заранее подготовленные учащиеся (автор: Игумен Виссарион (Остапенко))[3]: *** Прежде чем зайти в собор,
*** И скажу я от души, Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. *** Приложись потом к кресту, Обещанье дай Христу, что исправиться намерен И пребудь обетам верен. *** Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой.
Ответы учащихся (Слайд № 6) а). вести себя тихо; б). не разговаривать; в). отключить сотовый телефон; г). не вертеться и не смотреть по сторонам; д). внимательно слушать священника. | ||
Рефлексия деятельности | |||
1). Ребята, вот и закончилось наше виртуальное путешествие по Храмам и Монастырям России - послушайте стихотворение «Диво - дивное, чудо - чудное»: Пусть для Родины время трудное, – - О чём это стихотворение?
- В заключении занятия давайте составим синквейн со словом «Храм». **Храм **Православный, священный **Объединяет, волнует, воодушевляет **Место соединения с Богом **Дом Божий 2). Подведем итоги нашей работы - дополните, пожалуйста, фразы: - на занятии мне больше всего понравилось… - из занятия мне запомнилось… - мне захотелось узнать больше о... 3). Благодарю всех за работу! |
Ответы учащихся
Коллективная работа – учащиеся составляют синквейн и записывают его на доске.
| ||
ЛИТЕРАТУРА
(работа с литературой в Российской Национальной библиотеке г. Санкт – Петербурга)
1. Журнал «Православный Летописец», издание Санкт-Петербургской общественной организации «Православный Санкт-Петербург»
2. Иванов С. М., Супрун В. И. Плавучие храмы России. История флотского духовенства / Сергей Иванов, Василий Супрун; Волгогр. епархия Рус. правосл. церкви, Волгогр. регион. обществ. фонд культуры, Волгогр. гос. ин-т повышения квалификации работников образования. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 199 с.
3. Клавинг В.В. Православный летописец Санкт- Петербурга : Прил. к журн.. №2 : Военные храмы России / В.В. Клавинг. – 2002.
4. Куцаева Н. Г. Большая энциклопедия. Православные святыни России : [монастыри и храмы Святой Руси] / Н. Г. Куцаева. - Москва : АСТ, 2024. - 191 с.
5. Лавры, монастыри и храмы на св. Руси / С.-Петербургская епархия. - [Доп. изд.]. - Санкт-Петербург : тип. Уч-ща глухонемых вед. учр. имп. Марии, 1909. - 668 с.
6. Русские монастыри. Север и Северо-Запад России : Псков., Новгор., Санкт-Петерб., Волог., Петрозав., Сыктывк., Арханг., Мурм. епархии : [Сб.]. - СПб. : Очаров. странник, 2001. - 589,[2] с
7. Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России / А.Ю. Низовский. - М. : Вече, 2000. - 463, [1] с. : ил.
Швидковский Д. О., Ревзина Ю. Е., Капустин А. М. Последние храмы России императорской эпохи / Д. О. Швидковский, Ю. Е. Ревзина, А. М. Капустин. - Москва : Архитектура-С, 2022. - 613, [2] с.
[1] Материал из Википедии — свободной энциклопедии
[2] Материал из Википедии — свободной энциклопедии
[3] Лаврский печальник. Игумен Виссарион (Великий-Остапенко)
Автор(ы): Ясенская Ольга Анатольевна
Приложения: