Особенности восприятия и влияние иллюстрации
на понимание детьми художественного текста книги
Кадничанская Таисия Николаевна
Художественная иллюстрация выступает в качестве важнейшего элемента книги для детей, которая во многом определяет ее художественную ценность, степень эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателя. Иллюстрация способствует у детей познанию окружающей действительности, освоению нравственных ценностей, эстетических идеалов, углублению восприятия литературных произведений. Иллюстрация обеспечивает выбор дошкольниками той или иной книги. Кроме того, иллюстрации способствуют усвоению детьми литературного текста, формированию представлений о его теме, идее, персонажах, включает в себя оценку событий и героев литературного действия.
Особое значение имеет иллюстрация для детей дошкольного возраста. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что выступает в качестве стимулом для детей по освоению первых навыков чтения, а в дальнейшем в условиях школьного обучения и для их совершенствования. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге — это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию 2.
К сожалению, современные иллюстрации в детских книгах характеризует шаблонность. Изображение стереотипных героев выступает в качестве старого конвейерного принципа карикатуры и комиксов. Когда-то он был перекинут на мультипликацию, поскольку художникам было проще изображать простые персонажи, обладающие элементарной мимикой. В какой-то момент книжный иллюстратор стал подражать мультипликатору.
Благодаря иллюстрациям, которые учитывают специфику восприятия ребенка, появляется заинтересованность в книге. В связи с этим, педагогу, целесообразно их использование в качестве инструмента по эстетическому и нравственному воспитанию дошкольников. Непозволительно делать акцент только на текстовую информацию.
Художественно исполненные иллюстрации способны воздействовать на детей, прежде всего, в рамках эстетического плана, обеспечивать познание жизни и искусства. В исследованиях Г. Г. Григорьевой, Н. О. Дунаевой, И. О. Котовой, А. Ярыгиной осуществлялся анализ особенностей восприятия иллюстраций среди детей различного возраста. Однако вопросам, касаемых влияния иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги, уделено недостаточное внимание.
Ребенок радуется ярким, красочным изображениям, его характеризует действенность, игровое отношение к картинке. Тем не менее, он с трудом способен выделить главное в изображении, чаще всего может перечислять детали, не способны подчинять воспринимаемое в соответствии с поставленными задачами. Книга является особым миром, в условиях которого художественная иллюстрация и литературный текст могут функционировать как единое целое, могут помочь ребенку воспринимать книги в качестве многопланового произведения искусства. В связи с этим, педагогу не стоит ограничиваться лишь на анализе литературных произведений, оставлять в стороне такие важные элементы книги, как иллюстрации. В соответствии с психологическими особенностями детей, детские книги всегда бывают проиллюстрированы, и поэтому процесс руководства над ее восприятием при отсутствии понимания специфики иллюстраций, знания об основных ее функциях и возможностей влияния на ребенка не представляется возможным 4.
Особое значение имеет книжная иллюстрация и для раскрытия идейно-художественного своеобразия литературных произведений, понимания литературного текста. Художники-иллюстраторы в детских книгах, будучи творцами и соавторами писателей, они способны к только к отражению в своих иллюстрациях мира литературных произведений, но и обеспечивают трактовку, зрительную интерпретацию, собственное понимание событий и образов. В качестве интересного средства раскрытия, например, идей литературного произведения, выступает художественный вымысел. Сущность художественного вымысла заключается в изменении, усилении, развитии, через несуществующие в литературном произведении детали, его идейного смысла; раскрепощении воображения, фантазии маленького читателя, его творческих способностей.
Автор(ы): Кадничанская Таисия Николаевна
Приложения: