Развитие внимания у ребенка

Смирнова Виктория Валерьевна

В развитии внимания у ребенка можно отметить его неустойчивый характер в раннем детстве. Обычно ребенок, увидев новую игрушку, выпускает из рук ту, которую он держал секунду назад. Однако, бывает, что какой – либо предмет привлечет внимание ребенка или, скорее, манипулирование с этим предметом так увлечет его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т.п.), ребенок будет повторять это действие раз за разом. Не следует недооценивать этот факт, и его нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребенка. Но, тем не менее, конечно, правильным остается то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти  окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств.

В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.

Развитие устойчивости детского внимания изучал Бейрль, определяя, какова в среднем максимальная длительность детских игр в различные возрасты. Результаты этого исследования дает таблица 1.

 

Таблица 1.                               

 

ВозрастНаибольшая длительность игр

0,6 – 1,0

1,0 – 2,0

2,0 – 3,0

3,0 – 4,0

4,0 – 5,0

5,0 – 6,0

14,5

21,1

27,0

50,0

83,3

96,0

 

Таблица 2

ВозрастЧисло отвлечений

2,0 – 3,0

3,0 – 4,0

4,0 – 5,0

5,0 – 6,0

3,7

2,06

1,6

1,1

 

В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3-х лет и, в частности, относительно высокий уровень его к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное  условие «готовности к обучению».

Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым поддавался ребенок в течение 10 минут игры. В среднем они выразились в цифрах, отображенных в таблице 2.

Отвлеченность 2 - 4- летнего ребенка в 2 – 3 раза больше отвлекаемости 4 – 6-летнего.

Вторая половина дошкольного возраста – годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания.

Говоря об этих возрастных различиях, нельзя выпускать из виду существование индивидуальных различий, и притом весьма значимых.

Развитие внимания у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Решающим значением для его развития является формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладеть вниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать  эмоционально насыщенный, яркий материал, избегая всякой скучной учебы. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании не правильно, да и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее дело, включает себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо:

- использовать непроизвольное внимание и

-  содействовать развитию произвольного.

Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними.

Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для  того, чтобы удерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается.

Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие  произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.


Автор(ы): Смирнова Виктория Валерьевна
Приложения: