Создание индивидуального проекта с обучающимися ООО
в рамках празднования 80-летия Великой Победы

Попихина Мария Михайловна

В настоящее время в свете реализации ФГОС основного и среднего образования одним из уникальных средств получения информации, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов обучающихся, а также интеграция всех образовательных областей. Наиболее адекватными формами оценки учебных действий наряду с письменными измерительными материалами, практическими работами с использованием компьютера; становится выполнение групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта или учебного исследования.  Устанавливается также процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов. В год празднования юбилейной даты 80-летия Великой победы обучающиеся проявляют особый интерес к подвигу  животных на фронтах Великой Отечественной войны.  Вторая мировая война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу. Семинар «Роль животных на фронтах Великой Отечественной войны» посвящен важной, но часто недооцененной роли животных в годы Великой Отечественной войны. Мы рассмотрим уникальные истории, факты и вклад различных видов животных — от собак и лошадей до лосей и верблюдов — в достижение Победы. 
Для создания проектов и исследовательских работ целесообразно поставить детям следующие вопросы: А что делали животные во время войны? Помогали ли они людям? Как животные помогали защитникам тыла и фронта? Почему люди воздвигли памятники животным? Ответить на эти вопросы, получить представление о подвигах животных во время Великой Отечественной войны, становится возможным при подготовке  проектов.
Тяжелым испытанием стала Великая Отечественная война для нашего народа. Но не только оружием завоевывали победу. Через всю войну рядом с людьми в боевом строю шли животные. Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. Более 26 миллионов человеческих жизней принесено в жертву Победы. Собаки, лошади, птицы.  Они были участниками боевых действий. Они помогали побеждать. Основную роль играли, конечно, собаки. Собаки-санитары отыскивали раненых на поле боя, приносили им воду и перевязочные материалы. Они терпеливо лизали лицо солдат, потерявших сознание, пока тот не приходил в себя, и лишь когда он доставал из сумки перевязочный материал, они отправлялись к следующему бойцу. Многие собаки-санитары согревали своим телом замерзающих солдат. Собаки-миноискатели. Это была одна из самых востребованных собачьих «профессий». Благодаря им было обнаружено и обезврежено около 4 млн. мин, фугасов и прочих боеприпасов. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно. Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя. Армия использовала почтовых голубей. Всего за годы войны почтовыми голубями доставлено более 15000 голубеграмм. Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения. Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных "пернатых партизан" их хозяину было только одно наказание — смерть. Применение лошадей зачастую приводило к расшифровке дислокации расположение базового лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами. Определённый опыт в этом направлении уже был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году. Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Необходимость в годы войны в кошках была велика — в Ленинграде их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс. Военные решили, что морских млекопитающих можно и нужно использовать. Зачем посылать людей на опасные подводные задания, когда есть умные и поддающиеся дрессировке млекопитающие. Главные задачи, которые ставились перед дельфинами — это находить и иногда вытаскивать на свет божий потерянные боеприпасы, в первую очередь, торпеды и мины. В исследовательских проектах можно расширить сведения об участии животных во время боевых действий. Животные внесли огромный вклад в победу наших войск в ходе Великой отечественной войны. Мы познакомились с героическим подвигом наших «братьев меньших». Я думаю, что этот проект позволит и взрослым, и детям по-другому взглянуть на братьев наших меньших, осознать свою ответственность за них. Надеюсь, что исследовательская работа поможет всем с еще большим уважением относиться к нашим верным четвероногим и крылатым помощникам. Вряд ли найдется тот, кто станет отрицать неоспоримый факт, свидетельствующий о том, что животные-герои Великой Отечественной войны, как, в принципе, и Второй Мировой, и всех других, сыграли немаловажную роль в событиях и в успешном завершении боевых действий, направленных на освобождение своего государства от дерзкого, циничного и кровожадного врага. Именно поэтому не так давно, в 2004 году, было принято решение установить таким животным специальный мемориал. Сейчас он находится в Лондоне неподалеку от Гайд-парка, а создал его англичанин по имени Д. Бэкхаус. Мемориал посвящен памяти всех животных, служивших и погибших в сражениях людей. Сейчас на памятнике видны фигуры многих зверей, а больше всего бросаются в глаза образы двух мулов, лошади, собаки, верблюда, слона, вола, коровы, кота, дельфина и почтовых голубей. Поражает и надпись, гласящая: «У них не было выбора».


Автор(ы): Попихина Мария Михайловна
Приложения: