Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ)
во внеурочной деятельности в группах продленного дня (ГПД)
начальной школы
Черепанов Александр Олегович
Цели использования ТРКМ в ГПД:
Научить детей самостоятельно работать с информацией (домашние задания, тексты для чтения, инструкции к поделкам).
Развивать любознательность и инициативность.
Формировать умение высказывать и аргументировать свое мнение, уважая чужое.
Превратить выполнение домашних заданий из механического процесса в осмысленный.
Организовать содержательный и развивающий досуг.
Ключевые приемы ТРКМ и их адаптация для ГПД
Классическая модель ТРКМ («Вызов – Осмысление – Рефлексия») идеально ложится на структуру занятия в ГПД.
1. Стадия ВЫЗОВА (Актуализация знаний и пробуждение интереса)
Цель: настроить детей на тему, вызвать любопытство, помочь им осознать, что они уже знают по теме.
Приемы для ГПД:
«Корзина идей»: Перед чтением новой книги или изучением новой темы (например, «Космос») воспитатель записывает на доске центральный вопрос: «Что вы знаете о космосе?». Дети по очереди высказывают свои идеи и факты (даже если они ошибочны). Все идеи "складываются в корзину". После изучения темы возвращаются к "корзине" и проверяют, что было верным, а что нет.
«Верные и неверные утверждения»: Воспитатель зачитывает несколько утверждений по теме предстоящей деятельности (например, перед изготовлением поделки из соленого теста: «Соленое тесто нельзя сушить в духовке» — верно? неверно?). Дети обсуждают в парах или группами, высказывают свои предположения. Это создает интригу и мотивацию найти правильный ответ.
«Рассказ по заголовку/иллюстрации»: Показываем детям обложку новой книги или картинку по теме и просим предположить, о чем будет эта история, какими будут герои. Это прекрасно развивает прогностические навыки и воображение.
2. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (Работа с информацией)
Цель: получение новой информации, ее анализ и соотнесение с уже имеющимися знаниями.
Приемы для ГПД:
«Чтение с остановками» (или «Просмотр мультфильма с остановками»): Идеально подходит для чтения вслух или совместного просмотра познавательного мультфильма. В ключевых моментах воспитатель останавливается и задает вопросы:
«Что сейчас произошло?» (констатация фактов)
«Что будет дальше? Как вы думаете, почему?» (прогнозирование)
«Как вы относитесь к поступку героя? Как бы вы поступили на его месте?» (оценка и рефлексия)
«Таблица "Знаю – Хочу узнать – Узнал" (З-Х-У)»: Упрощенный вариант для начальной школы. Заполняется перед темой (столбцы «Знаю» и «Хочу узнать») и после («Узнал»). Это учит детей ставить учебные цели и подводить итоги.
«Кластер» («Паутинка»): В центре доски пишется ключевое слово (например, «Осень»). Дети коллективно называют все ассоциации, признаки, явления, связанные с этим словом. Воспитатель записывает их вокруг, соединяя линиями. Получается структурированная схема. Это учит систематизировать информацию.
«Тонкие и толстые вопросы»:
Тонкие — вопросы, требующие краткого ответа, часто фактологические («Кто?», «Что?», «Когда?»). Подходят для викторин.
Толстые — вопросы, требующие развернутого ответа, размышления («Почему?», «Как вы думаете?», «Что, если бы...?», «Чем объяснить?»). Используются для обсуждения в кругу.
3. Стадия РЕФЛЕКСИИ (Размышление и обобщение)
Цель: осмысление полученной информации, формирование собственного отношения к ней, оценка процесса своей деятельности.
Приемы для ГПД:
«Синквейн»: Маленькое творческое стихотворение из 5 строк по правилам. Отлично подходит для завершения темы.
Одно слово (существительное) – тема.
Два слова (прилагательные) – описание темы.
Три слова (глаголы) – действия по теме.
Фраза из четырех слов – отношение к теме.
Одно слово (синоним к первому) – резюме.
Пример по теме «Яблоко»:
Яблоко
Красное, сочное.
Растет, зреет, падает.
Вкусный и полезный фрукт.
Плод.
«Шесть шляп мышления» (упрощенный вариант): Распределяем между детьми или группами "роли":
Белая шляпа (Факты): Что мы узнали нового?
Желтая шляпа (Плюсы): Что было хорошего в этом занятии? Что нам понравилось?
Черная шляпа (Минусы): Что было сложным? Что не понравилось?
Красная шляпа (Эмоции): Какие чувства вы испытывали?
Зеленая шляпа (Творчество): Что мы могли бы сделать по-другому? Какие новые идеи возникли?
«Ромашка вопросов (Блума)»: Дети по очереди вытягивают лепестки с вопросами по прочитанному тексту или прошедшему событию: простые, уточняющие, творческие, оценочные.
Практические идеи для организации деятельности в ГПД с ТРКМ:
| Вид деятельности в ГПД | Как применить ТРКМ |
|---|---|
| Выполнение домашних заданий | Перед решением задачи по математике: «Что нам известно? Что нужно найти? Как вы думаете, с чего начнем? (Вызов). После решения: «Можно ли было решить эту задачу другим способом?» (Рефлексия). |
| Чтение художественной литературы | Использовать «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы», создание «Кластера» по характеру героя, написание «Синквейна» о прочитанном. |
| Познавательные беседы и проекты | Тема «Домашние животные». Стадия вызова: «Корзина идей». Осмысление: просмотр видео, чтение энциклопедий, заполнение таблицы З-Х-У. Рефлексия: создание коллажа «Мой питомец» и его защита. |
| Творческие мастерские | Перед изготовлением поделки: «Как вы думаете, какие свойства у этого материала?» (Вызов). В процессе: «Почему у меня не получается? Что я могу изменить?» (Осмысление). После: «Расскажи о своей работе. Что было самым трудным?» (Рефлексия). |
| Настольные и ролевые игры | После игры задавать рефлексивные вопросы: «Какая стратегия была самой успешной? Почему твоя команда выиграла? Что бы ты изменил в правилах игры?». |
Роль воспитателя ГПД:
Воспитатель превращается из контролера в фасилитатора — человека, который организует процесс, задает правильные вопросы, создает благоприятную атмосферу для высказываний, где нет «глупых» идей, а есть разные точки зрения.
Вывод: Использование ТРКМ во внеурочной деятельности в начальной школе делает ГПД местом, где дети не просто «проводят время», а учатся думать, задавать вопросы, исследовать и творчески выражать себя. Это инвестиция в развитие их метапредметных навыков, которые пригодятся им не только в школе, но и в жизни.
Автор(ы): Черепанов Александр Олегович
Приложения: