Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ)
во внеурочной деятельности в группах продленного дня (ГПД)
начальной школы

Черепанов Александр Олегович

Цели использования ТРКМ в ГПД:

Научить детей самостоятельно работать с информацией (домашние задания, тексты для чтения, инструкции к поделкам).

Развивать любознательность и инициативность.

Формировать умение высказывать и аргументировать свое мнение, уважая чужое.

Превратить выполнение домашних заданий из механического процесса в осмысленный.

Организовать содержательный и развивающий досуг.

Ключевые приемы ТРКМ и их адаптация для ГПД

Классическая модель ТРКМ («Вызов – Осмысление – Рефлексия») идеально ложится на структуру занятия в ГПД.

1. Стадия ВЫЗОВА (Актуализация знаний и пробуждение интереса)

Цель: настроить детей на тему, вызвать любопытство, помочь им осознать, что они уже знают по теме.

Приемы для ГПД:

«Корзина идей»: Перед чтением новой книги или изучением новой темы (например, «Космос») воспитатель записывает на доске центральный вопрос: «Что вы знаете о космосе?». Дети по очереди высказывают свои идеи и факты (даже если они ошибочны). Все идеи "складываются в корзину". После изучения темы возвращаются к "корзине" и проверяют, что было верным, а что нет.

«Верные и неверные утверждения»: Воспитатель зачитывает несколько утверждений по теме предстоящей деятельности (например, перед изготовлением поделки из соленого теста: «Соленое тесто нельзя сушить в духовке» — верно? неверно?). Дети обсуждают в парах или группами, высказывают свои предположения. Это создает интригу и мотивацию найти правильный ответ.

«Рассказ по заголовку/иллюстрации»: Показываем детям обложку новой книги или картинку по теме и просим предположить, о чем будет эта история, какими будут герои. Это прекрасно развивает прогностические навыки и воображение.

2. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (Работа с информацией)

Цель: получение новой информации, ее анализ и соотнесение с уже имеющимися знаниями.

Приемы для ГПД:

«Чтение с остановками» (или «Просмотр мультфильма с остановками»): Идеально подходит для чтения вслух или совместного просмотра познавательного мультфильма. В ключевых моментах воспитатель останавливается и задает вопросы:

«Что сейчас произошло?» (констатация фактов)

«Что будет дальше? Как вы думаете, почему?» (прогнозирование)

«Как вы относитесь к поступку героя? Как бы вы поступили на его месте?» (оценка и рефлексия)

«Таблица "Знаю – Хочу узнать – Узнал" (З-Х-У)»: Упрощенный вариант для начальной школы. Заполняется перед темой (столбцы «Знаю» и «Хочу узнать») и после («Узнал»). Это учит детей ставить учебные цели и подводить итоги.

«Кластер» («Паутинка»): В центре доски пишется ключевое слово (например, «Осень»). Дети коллективно называют все ассоциации, признаки, явления, связанные с этим словом. Воспитатель записывает их вокруг, соединяя линиями. Получается структурированная схема. Это учит систематизировать информацию.

«Тонкие и толстые вопросы»:

Тонкие — вопросы, требующие краткого ответа, часто фактологические («Кто?», «Что?», «Когда?»). Подходят для викторин.

Толстые — вопросы, требующие развернутого ответа, размышления («Почему?», «Как вы думаете?», «Что, если бы...?», «Чем объяснить?»). Используются для обсуждения в кругу.

3. Стадия РЕФЛЕКСИИ (Размышление и обобщение)

Цель: осмысление полученной информации, формирование собственного отношения к ней, оценка процесса своей деятельности.

Приемы для ГПД:

«Синквейн»: Маленькое творческое стихотворение из 5 строк по правилам. Отлично подходит для завершения темы.

Одно слово (существительное) – тема.

Два слова (прилагательные) – описание темы.

Три слова (глаголы) – действия по теме.

Фраза из четырех слов – отношение к теме.

Одно слово (синоним к первому) – резюме.
Пример по теме «Яблоко»:
Яблоко
Красное, сочное.
Растет, зреет, падает.
Вкусный и полезный фрукт.
Плод.

«Шесть шляп мышления» (упрощенный вариант): Распределяем между детьми или группами "роли":

Белая шляпа (Факты): Что мы узнали нового?

Желтая шляпа (Плюсы): Что было хорошего в этом занятии? Что нам понравилось?

Черная шляпа (Минусы): Что было сложным? Что не понравилось?

Красная шляпа (Эмоции): Какие чувства вы испытывали?

Зеленая шляпа (Творчество): Что мы могли бы сделать по-другому? Какие новые идеи возникли?

«Ромашка вопросов (Блума)»: Дети по очереди вытягивают лепестки с вопросами по прочитанному тексту или прошедшему событию: простые, уточняющие, творческие, оценочные.

Практические идеи для организации деятельности в ГПД с ТРКМ:

 

Вид деятельности в ГПДКак применить ТРКМ
Выполнение домашних заданийПеред решением задачи по математике: «Что нам известно? Что нужно найти? Как вы думаете, с чего начнем? (Вызов). После решения: «Можно ли было решить эту задачу другим способом?» (Рефлексия).
Чтение художественной литературыИспользовать «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы», создание «Кластера» по характеру героя, написание «Синквейна» о прочитанном.
Познавательные беседы и проектыТема «Домашние животные». Стадия вызова: «Корзина идей». Осмысление: просмотр видео, чтение энциклопедий, заполнение таблицы З-Х-У. Рефлексия: создание коллажа «Мой питомец» и его защита.
Творческие мастерскиеПеред изготовлением поделки: «Как вы думаете, какие свойства у этого материала?» (Вызов). В процессе: «Почему у меня не получается? Что я могу изменить?» (Осмысление). После: «Расскажи о своей работе. Что было самым трудным?» (Рефлексия).
Настольные и ролевые игрыПосле игры задавать рефлексивные вопросы: «Какая стратегия была самой успешной? Почему твоя команда выиграла? Что бы ты изменил в правилах игры?».

Роль воспитателя ГПД:

Воспитатель превращается из контролера в фасилитатора — человека, который организует процесс, задает правильные вопросы, создает благоприятную атмосферу для высказываний, где нет «глупых» идей, а есть разные точки зрения.

Вывод: Использование ТРКМ во внеурочной деятельности в начальной школе делает ГПД местом, где дети не просто «проводят время», а учатся думать, задавать вопросы, исследовать и творчески выражать себя. Это инвестиция в развитие их метапредметных навыков, которые пригодятся им не только в школе, но и в жизни.


Автор(ы): Черепанов Александр Олегович
Приложения: