Воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса
на адаптационные резервы учащихся в современных условиях
Юшкова Ольга Викторовна
На протяжении последних лет наблюдается постоянная тенденция снижения численности абсолютно здоровых учащихся образовательных учреждений и увеличение численности подростков, страдающих многими хроническими заболеваниями и различными функциональными отклонениями. Многие авторы в своих исследованиях обращают внимание, что попытки реформирования образования негативно отражаются на состоянии здоровья учащихся детей и подростков [1, 2 ,5, 7, 11, 14].
Так, за последние 20 лет, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, число здоровых старшеклассников (9–11 классы) — в 17,4 раза. Доля старшеклассников, имеющих многочисленные хронические заболевания, выросла на — на 46%. Было установлено, что за более чем 20 лет наблюдений случаи обнаружения в функциональных отклонениях подростка-старшеклассника увеличилась в 2,4 раза (с 1,1 до 2,6), а хроническими заболеваниями — почти в 2 раза (с 0,5 до 0,9) [5, 6, 10, 14].
По данным специальных обследований школьников за двадцатилетний период изменилась и сама структура заболеваемости. На сегодняшний день в структуре функциональных отклонений у подростков первые места занимают функциональные отклонения опорно-двигательной системы, нервно-психические расстройства, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы и органов зрения. У современных учащихся образовательных учреждений выявляются различные формы нейроциркуляторной дистонии, которая является болезнью адаптации, нарушение регуляции работы сердца и сосудов, особенно отклонениями в уровнях артериального давления, растет доля учащихся с гипотензивными состояниями. Это наблюдение за уровнями артериального давления у подростков показало, что в половине случаев (53%) к 21 году формируются стойкие нарушения сосудистого тонуса (стабильные проявления артериальной гипер- или гипотензии) [4,12].
Кроме того, физическое развитие учащихся также имеет изменения во всех возрастах. У подростков часто наблюдается снижение темпов роста, уменьшение широтных и обхватанных размеров тела, нарушения телосложения. В настоящее время, масса тела современных подростков во всех обычно ниже, чем их сверстников в предыдущие годы, так отмечается снижение числа лиц с нормальным физическим развитием [4,12,14].
Как показывают исследования, отклонения в физическом развитии у современных подростков формируются за счет дефицита массы тела: с 12,8 до 20,2% у юношей и с 13,5 до 23% у девушек.
Также регистрируется тенденция к снижению силовых возможностей подростков, особенно у старшей возрастной группы. Так, современные выпускники школ и средних профессиональных учебных заведений, имеют значение силы сжатия кисти гораздо ниже, чем у сверстников в 1970-х годах прошлого века, в среднем на 14 кг у юношей и на 11 кг у девушек, например у девушек отмечается выраженное снижение показателей с возрастом (от 15 к 18 годам на 3,5 кг), это показывает нарушение биологического развития [4,8,9].
Если рассмотреть показатели, характеризующие физическую подготовленность и физическую работоспособность, то обнаруживается что у современных подростков она значительно (на 20–25%) ниже, чем была у их сверстников 1980–90-х годов, вследствие чего среди выпускников школ и средних профессиональных учебных заведений, больше половины мальчиков и около 75% девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности [4, 9].
Таким образом, современные подростки по уровню функционального развития в целом отстают от своих сверстников прошлых лет, это обусловливает то, что у 80% выпускников школ и средних профессиональных образовательных учреждений, имеются ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья и более чем у 35% юношей — непригодность к службе в армии в связи с имеющимися заболеваниями.
Здоровье учащихся и их развитие формируется благодаря влиянию многих факторов. Одним из главных факторов, влияющим на здоровье подростков, является образовательное учреждение, так как подросток проводит в нем более 70% дневного времени. Одним из основных факторов риска нарушения здоровья учащихся относятся санитарно-эпидемиологическое неблагополучие в образовательных учреждениях, такие как неполноценное питание, нарушение гигиенических нормативов режима дня, нерациональная организация учебного процесса и дополнительных занятий [1, 5]. Негативное влияния этих факторов усугубляется комплексным действием, непрерывным и длительным, на протяжении многих лет обучения. Кроме того, их воздействие проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет.
Многие из этих факторов, негативно влияющих на здоровье, не привлекают внимания педагогов, врачей и родителей до тех пор, пока это не начинает сказываться на здоровье ребенка и переходит в болезнь.
Изучением влияния факторов среды в образовательном учреждении на здоровье учащихся занимались многие ученые [2, 3, 8, 9]. Было установлено например, что уровень заболеваемости достаточно тесно связан с наличием нескольких смен обучения в образовательном учреждении, нерациональным устройством зон отдыха, скученностью в местах общего пользования помещений, переуплотненностью помещений в образовательном учреждении [9].
Общий вклад факторов среды в состояние здоровья учащихся накапливается за годы обучения в образовательном учреждении с 12,5% у учащихся после первого года обучения, до 20,6% по завершении 4 лет обучения [9].
Наиболее значимыми факторами, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья подростков, являются высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения и постоянный дефицит времени для усвоения информации. [5, 9].
Большая учебная нагрузка в образовательном учреждении и дома приводит к сокращению времени на отдых, а также частично или полностью исключается дневной активный отдых на воздухе, уменьшается продолжительность ночного сна [4,7]. Длительное пребывание в таких напряженных условиях приводит к негативным сдвигам во многих физиологических системах организма, приводящее к невротическим расстройствам, нарушением деятельности сердца, желудочно-кишечной системы, других органов и систем [12, 14].
Установлено, что к завершению образования у учащихся в 4–5 раз возрастает частота функциональных нарушений: органов зрения, опорно-двигательного аппарата, психоневрологической сферы [12, 14]. Появляются невротические состояния, вегетососудистые дистонии, распространенность повышенного и пониженного уровней артериального давления [12].
Также учебная деятельность характеризуется значительным напряжением зрительного анализатора. Это влияние приводит к ослаблению функций зрения, нарушению ясного видения, появлению астигматизма, особенно у учащихся с нарушение зрения. В образовательных организациях с интенсивной учебной нагрузкой доля учащихся с нарушением зрения достигает 21,5% [12].
Было замечено, что с увеличением учебной нагрузки возрастает частота состояния здоровья учащихся [5, 12 14]. Особенно это выражено в средних профессиональных образовательных учреждениях, где помимо общеобразовательных дисциплин осваиваются специальные профессиональные компетенции, требующие дополнительной затраты времени, особенно во внеурочные часы. Так, было установлено, что в 40% случаев при обращении к врачу учащиеся жаловались на головную боль, нарушения сна, бессонницу, повышенную утомляемость. Свыше 30% учащихся имели различные отклонения в состоянии зрения, что в 1,5–2 раза больше, чем в обычной школе. В 14–18% случаев встречалось повышение артериального давления, т. е. в 3–4 раза чаще, чем среди сверстников общеобразовательной школы [12, 14]. Кроме того, состояние здоровья учащихся с возрастом ухудшается более быстрыми темпами несмотря на то, что при поступлении в среднее профессиональное образовательное учреждение показатели здоровья у них лучше, чем у обычных школьников [4, 5, 9].
Отрицательное влияние на состояние здоровья подростков в условиях повышенной учебной нагрузки оказывает дефицит времени, отведенного на прием, обработку и усвоение чрезмерно большего объема информации. Совокупность этих факторов нередко приводит к отклонениям в показателях высшей нервной деятельности — неврозам, срыву адаптации [9]. Гигиенические исследования в 1990-х годах показали, что в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях и т. д.) у 80,0% детей наблюдались изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, 55,0% — страдали нервными срывами из-за переутомления. Более половины учащихся таких образовательных учреждений имели хронические болезни [8, 9-14].
Установлено, что в колледжах распространенность различных расстройств здоровья у учащихся значительно выше, чем в массовых общеобразовательных учреждениях: частота функциональных отклонений — в 1,7 раза (2610,2‰ против 1525,7‰), а хронических заболеваний — в 1,6 раза (1316,4‰ против 816,2‰). Иными словами, у каждого учащегося колледжа выявлены в среднем почти четыре ≪диагноза≫, а в массовых школах — 2,3 (включая хроническую патологию и функциональные расстройства) [7,9]. Наиболее часто у обучающихся в, выявлялись хронические болезни костно-мышечной системы (265,5‰), системы пищеварения (248,6‰), органа зрения (214,7‰) и нервной системы (192,1‰).
При изучении четырехлетнего профессионального образования [9, 14] выявлено, что освоение знаний подростками, при их положительной мотивации и соответствии профиля обучения интересам и склонностям учащихся, сопровождалось большим напряжением центральной нервной системы, систем вегетативного обеспечения, выраженным утомлением, нарастанием частоты отклонений в состоянии здоровья на протяжении всего периода обучения.
Специализация предметов является одним из факторов, формирующих ответную реакцию организма учащихся образовательных учреждений на учебную нагрузку. У учащихся разных направлений специализации отличается уровень адаптационного потенциала. Например, у учащихся физико-математического направления формируется более жесткая система реагирования, приводящая, как правило, к срыву адаптации. У учащихся естественно-научных направлений система реагирования на учебную нагрузку более гибкая, разнонаправленная, что позволяет им легче адаптироваться [36].
На основании комплексного изучения динамики основных показателей функционального состояния организма учащихся колледжей с различными мотивами углубленного изучения профильного предмета установлено, что наименее благоприятный характер изменений параметров функционального состояния организма отмечался у обучающихся с отсутствием учебных мотивов [4]. Это связано с тем, что объяснительно-поисковый способ организации учебных занятий в большей степени соответствует психофизиологическим особенностям и возможностям учащихся с положительными учебными мотивами (познавательными и ситуативными).
Результаты оценки режима обучения учащихся в при
5-дневной учебной неделе [2, 4] свидетельствовали, что к концу учебных занятий возрастает частота случаев выраженного утомления учащихся, увеличивается число подростков с неблагоприятными сдвигами гемодинамики, а также большой процент учащихся с признаками повышенной невротизации.
Так, при высокой положительной мотивации к обучению ежедневная учебная работа требует от учащихся более 9,5 часов, причем более продолжительной за счет самоподготовки. В результате этого, отмечено сокращение времени активного отдыха на воздухе, продолжительности ночного сна на 1,5–2 часа и более.
Если рассмотреть уровень организации учебного процесса в различных образовательных учреждениях, где имеются учащиеся подросткового возраста, то можно заметить негативную тенденцию в состоянии здоровья подростков.
Так, при оценке организации учебного процесса в старших классах общеобразовательных учреждений выявлено ухудшение показателей здоровья учащихся от 9-х к 11-м классам [9]. Во всех возрастных группах подростков к концу учебного года достоверно увеличивалось число жалоб на состояние здоровья, особенно за счет жалоб неврастенического характера. Однако по некоторым исследованиям, высокая учебная активность учащихся лицея на профилированных предметах, а также на предметах, знание которых необходимо для поступления и дальнейшего обучения в вузе. Имеется зависимость между степенью улучшения психофизиологических показателей и интересом к изучаемым предметам, а также субъективной оценкой личности учителя учащимися лицея.
А при оценке обучения старшеклассников медицинских классов по системе ≪школа-вуз≫ было установлено, что высокая учебная нагрузка лицеистов вызывала значительное напряжение функций организма, проявившееся в повышении уровня невротизации, ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы, снижении уровня неспецифической резистентности, умственной работоспособности учащихся. Доказано, что высокая успеваемость по профилирующим предметам достигалась за счет ухудшения здоровья лицеистов [4, 8, 12].
В настоящее время по результатам исследования различных вариантов профильного обучения старшеклассников (однопрофильное, многопрофильное) учащихся средних профессиональных учреждений было установлено, что организация обучения учащихся независимо от используемой модели не в полной мере соответствовала Концепции профильного обучения, поскольку изучение профильных предметов по программам велось без относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам. Это способствовало увеличению суммарной недельной учебной нагрузки учащихся, сопровождалось значительным напряжением адаптации к этому виду обучения, снижением умственной работоспособности и более выраженным ухудшением состояния здоровья.
Таким образом, непрерывное реформирование системы образования, в основном не учитывает возрастно-половые физиологические и психологические особенности подростков. Постоянное увеличение объема и сложности изучаемых программ создает условия для переутомления учащихся, пребывания их в состоянии хронического стресса [14]. Результаты многих исследований показали, что успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся в условиях дефицита учебного времени. Для учеников большинства образовательных учреждений, особенно характерно постоянное психоэмоциональное напряжение, обусловленное большой учебной нагрузкой и высокими требованиями к качеству знаний, уменьшение двигательной активности, длительное пребывание в сидячей позе во время занятий в образовательном учреждении, дома, при получении дополнительного образования, а также снижение времени пребывания на свежем воздухе и сокращение продолжительности ночного сна. Кроме того, за последние годы сформировались дополнительные факторы интенсификации обучения — использование персональных компьютеров, Интернета, видеотехники [9, 14].
Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств, их прогрессированию и развитию хронической патологии [5,6, 7, 9, 12, 1]. В то же время современное общество предъявляет к содержанию и методам воспитания и обучения все более высокие требования. Они должны обеспечивать гармоничное интеллектуальное, духовное и физическое развитие личности, овладение необходимыми научными знаниями и новейшими технологиями.
Сложившаяся ситуация демонстрирует явное противоречие между возросшими требованиями обучения по объему и качеству образования и ухудшением состояния здоровья учащихся. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится стратегически важная задача по созданию необходимых условий для того, чтобы образование не ухудшало здоровье детей, а способствовало его сохранению, укреплению и развитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Д. В. Колесова. — М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
2. Александрова И. Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии: автореф. дис... канд. мед. наук / И.Э. Александрова. — Н.Новгород, 1998. — 23 с.
3. Андреева В. Ю. Гигиеническое обоснование процесса интенсивного обучения старшеклассников в лицее естественнонаучного направления: автореф. дис. канд. мед. наук / В. Ю. Андреева. — СПб., 1996. — 22 с. 29.
4. Баранов А. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина. — М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. — 216 с.; ил.149
5. Губарев Е. А. Роль современных электронных средств обучения, игр и развлечений в повседневной жизни школьников старших классов / Е. А. Губарев, Е. А. Яковлева, Е. В. Брежнева // I конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, Москва, 21–22 февраля 2008 г. (материалы конгресса). — М.: НЦЗД РАМН, 2008. — С.49.
6. Крылов Д. Н. Психогигиена и ее роль в охране здоровья детей и подростков / Д. Н. Крылов // Вестник АМН. — 1993. — № 5. — С. 28–33.
7. Крылова А.В. Психофизиологические аспекты адаптации детей к учебной деятельности/ Крылова А.В., Т. А. Аникина - Казань: КФУ, 2014. – С.43.
8. Кузина М. С. Гигиеническая оценка новых форм организации учебного процесса в начальных классах общеобразовательных школ: автореф. дис. канд. мед. наук / М. С. Кузина. — Ростов-на-Дону, 1998. — 23 с.
9. Кучма В. Р. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В. Р. Кучма, О. Ю. Милушкина, Н. А. Бокарева, В. Ю. Детков, Д. М. Федотов // Гигиена и санитария. — 2013. — № 5. — С. 91–94.
10. Лукацкий М. А. Адаптация школьников к образовательному процессу: меди цинские и психолого-педагогические аспекты / М. А. Лукацкий, О. Д. Роненсон. — Тверь: Научная книга, 2006. — 136 с.
11. О комплексной оценке состояния здоровья детей // Приказ МЗ РФ от 30.12.2003 № 621. — М., 2003.
12. Рапопорт И. К. Состояние здоровья подростков 15–17 лет как интегральный показатель их медико-биологической адаптации к учебному процессу (по данным динамических наблюдений) / И. К. Рапопорт // Здоровье населения исреда обитания. — 2006. — № 8 (161). — С. 7–11.
13. Степанова М. И. Современные проблемы школьного обучения: пути гигиенической оптимизации / М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, Б. З. Воронова, М. А. Поленова // Вестник РАМН. — 2009. — № 5. — С. 30–33.
14. Туаева И. Ш. Гигиеническая оценка режима дня и его влияние на здоровье школьников старших классов в современных условиях: автореф. дис. … канд. мед.наук / И. Ш. Туаева. — СПб., 2005. — 21 с.
Автор(ы): Юшкова Ольга Викторовна
Приложения: